$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

20 июня – Всемирный день беженцев: особенности международного регулирования

беженцы Источник news.un.org

В 2001 году на 55 сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята специальная резолюция, в которой выражалась солидарность с Африкой – государством, в котором находилась большая часть беженцев. В соответствии с этой резолюцией был установлен Всемирный день беженцев. 

В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1250 миллионам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч человек в Европе, которые все еще боролись с последствиями Второй мировой войны.

К концу 50-х годов узел основных проблем беженцев переместился из Европы на другие континенты, в первую очередь в Африку.

В последующие десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан. В настоящий период аналогичная проблема стоит перед Афганистаном, Украиной.

Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года, и важнейшей функцией которого является предоставление международной защиты.

В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию «О статусе беженцев», в которой определены права людей, вынужденно покидающих свой дом, и обязанности государств по отношению к этим людям. С тех пор конвенцию ратифицировало свыше 140 государств. Узбекистан к этой конвенции пока не присоединился. Однако работа в этом направлении ведется, в частности, можно отметить выраженное на 30-й сессии Универсального периодического обзора в Совете по правам человека желание Республики Узбекистан присоединиться к большинству государств-членов ООН и стать участником конвенции 1951 года о статусе беженцев и протокола к ней 1967 года, конвенции 1954 года о статусе апатридов и конвенции 1961 года о сокращении безгражданства.

В конвенции «О статусе беженцев» определены основные минимальные нормы обращения с беженцами без ограничения права государств предоставлять более благоприятные условия. Определение понятия «беженец», данное в статье 1 конвенции 1951 года, носит общий характер.

Особо отмечено, что положения конвенции не распространяются на всех тех лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того как они были допущены в эту страну в качестве беженцев; виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Беженец в соответствии с его правовым статусом имеет право на приобретение движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав; защиты авторских и промышленных прав; право на объединение в ассоциации, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды; право обращения в суд. Беженец имеет право осуществлять занятия, которые приносят ему доход, в виде работы по найму, на собственном предприятии, заниматься свободными профессиями.

В отношении социального обеспечения беженцы имеют право на получение пайков, решение жилищного вопроса, получение народного образования, правительственной помощи, а также вознаграждения за труд, включая пособия на семью, социальное обеспечение.

В отношении административных мер беженцы имеют право на административное содействие, свободу передвижения, выдачу удостоверения личности и проездных документов.

В качестве особых преференций беженцев можно назвать не обложение никакими пошлинами, сборами или налогами, кроме или выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются или могут взиматься с собственных граждан; вывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда для поселения.

Договаривающиеся государства не налагают взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, которые, прибыв непосредственно из территории, на которой их жизни или свободе угрожала опасность, въезжают или находятся на территории этих государств без разрешения, при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания.

Договаривающиеся государства не будут высылать законно проживающих на их территории беженцев иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка; не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Более того, договаривающиеся государства будут по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев. В частности, они будут делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов.

С течением времени после разработки этой конвенции, а также в силу возникновения новых ситуаций, связанных с беженцами, возросла необходимость в разработке таких положений конвенции, действие которых могло бы распространяться на новые категории беженцев.

Лейла Бурханова

Доцент Ташкентского государственного юридического университета