$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

27 сентября отмечается Всемирный день туризма

Самарканд Фото varlamov.ru

27 сентября отмечается Всемирный день туризма, который был учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году в испанском городе Торремолино и отмечается ежегодно.

27 сентября 1970 года был принят устав ВТО. Целью этого события является пропаганда туризма, освещение его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран. Он призван привлечь внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению.

Поистине центром притяжения мирового туризма является и Узбекистан. Всему миру известны такие города, как Бухара, Самарканд, Хива и Шахрисабз. В январе-августе 2022 года Узбекистан с туристической целью посетили 3 млн иностранных граждан – на 1,5 млн человек или в 1,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В соответствии с рейтингом безопасности для туристов, опубликованном французским порталом Insurly, Узбекистан занял 46 место в мире и первое среди стран СНГ.

В 2019 году был принят закон «О туризме», в соответствии с которым формами туризма являются международный и внутренний туризм.

С учетом специфики организуемого тура, тематики, продолжительности, способов передвижения и других характеристик он подразделяется на культурно-исторический, паломнический, экологический, познавательный, этнографический, гастрономический, деловой, социальный, спортивный, медицинский, молодежный, агротуризм и иные виды.

В соответствии с нормами законодательства созданы туристские зоны и туристические кластеры. Туристическая зона – это территория с определенными границами, на которой расположены один или несколько туристских ресурсов, то есть природные, исторические, социально-культурные, лечебно-оздоровительные объекты, а также иные объекты, способные удовлетворить потребности туристов и экскурсантов, созданная в целях развития въездного и внутреннего туризма, туристской индустрии, охраны и рационального использования туристских ресурсов. Туристский кластер – это совокупность независимых организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих комплексные туристские и иные сопутствующие услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста и экскурсанта. Они формируют, продвигают и реализуют туристский продукт с целью оказания комплексных туристских услуг, повышения конкурентоспособности и качества туристской деятельности.

В конце 2017 года в Узбекистане вступило в силу постановление Кабинета министров «О мерах по обеспечению безопасного туризма в городах Бухаре, Самарканде, Хиве и Шахрисабзе», в котором определены основные направления, которым впредь будет уделяться особое внимание со стороны государства. Это касается обеспечения безопасности в следующих сферах: в местах размещения и обслуживания туристов; в местах посещения достопримечательностей и других развлечений; при использовании и перемещении на всех видах транспорта.

31 августа 2022 года принято постановление Кабинета министров «О мерах по внедрению системы возврата части расходов на внутренние поездки, осуществляемые по Республике Узбекистан», в котором предусмотрен возврат расходов за путешествия через электронную платформу, в том числе через ее мобильное приложение.

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. В Узбекистане это направление деятельности регулируется Министерством туризма и культурного наследия, которое в сфере предоставления цифровых услуг туристам разрабатывает проекты и программы, направляемых на развитие и поддержку всех видов туризма. 

В стране в сфере туризма были внедрены современные информационные технологии, развиваются новые виды туризма, поддерживаются эти направления в правовом поле, внедряются новые программы предпринимательской деятельности, расширяется международное сотрудничество с другими странами и привлекаются иностранные инвесторы в сферу туризма.

Координационный совет по вопросам развития государственно-частного партнерства и цифровизации в сферах туризма, спорта, культурного наследия, транспортной логистики и услуг поэтапно осуществляет координацию эффективного управления на основе государственно-частного партнерства и внедрение современных информационных технологий в объектах туризма и культурного наследия.

Агентство культурного наследия поэтапно инвентаризует объекты недвижимого имущества материального культурного наследия и разрабатывает меры по их сохранению.

Это только часть новшеств позволит создать основу для развития предпринимательской деятельности в условиях цифровизации туристических услуг, что отразится на росте туристских потоков, образовании множества новых туристских предприятий и появлении туристической инфраструктуры.

Политическое и экономическое положение страны сильно влияет на развитие туризма. В целом спокойствие в государстве и его экономическое развитие способствуют развитию как внутреннего, так и внешнего туризма.  

Лейла Бурханова

доцент Ташкентского государственного юридического университета