$
 12694.96
23.12
 13508.71
39.81
 134.66
0.02
weather
+26
Вечером   +14°

До 10 октября в столице проходит выставка сразу трех крупнейших представителей региональных школ керамики

керамика_главная

В гончарном деле Узбекистана традиционно выделяют три ветви: ферганскую, бухарско-самаркандскую и хорезмскую.

Только недавно в гостинице International устроили – пусть лишь на два дня – экспозицию гончарных изделий из ведущего на сегодня центра этого старинного ремесла – Риштана, что в Золотой долине. А следом за этим открылась новая выставка, охватившая мастеров других регионов – «Узбекская школа «усто-шогирд» на мировой арене». Государственный музей прикладного искусства и истории ремесленничества устроил ее при участии Национального архива Узбекистана, посольства Франции, международного фонда A.S.I.E. (Франция) и ассоциации «Хунарманд».

Жаль, что об открытии заранее оповестил публику только сам музей. На мероприятии, организованном утром рабочего дня, почти не было гостей или прессы, за исключением нескольких родных и знакомых самих мастеров. А ведь такие выставки случаются нечасто, тем более в Ташкент приехали издалека сами авторы работ. Это едва ли не последние именитые хранители традиций керамики Ургута Нумон Облокулов и Хорезма Одилбек Матчанов, а также представитель более благополучного в этом плане Гиждувана – член известной семьи кулолов Абдулло Нарзуллаев.

Все трое – продолжатели отцовского дела, сами достигшие высот в любимом ремесле. Гончары в восьмом поколении Н. Облокулов и в шестом поколении А. Нарзуллаев в конце августа удостоились почетного звания «Народный мастер Республики Узбекистан» - указ об этом подписал глава государства. О. Матчанов моложе, потому у него, как с улыбкой говорили гости выставки, все еще впереди.

Работы разместили в центральном зале музея. По ляганам, пиалам, кувшинам всех размеров легко заметить различия между регионами – прежде всего, по цветам.

В Хорезме преобладает лазурь, хотя и не такая, как в Риштане, а более близкая к расцветке куполов Ичан-калы. Считается, что история нашей керамики началась как раз в тех краях.

В Гиждуване и Ургуте – желтые, коричневые и зеленые тона. Специалисты обратят внимание и на технику, и на орнаменты, вариаций которых сотни!

Около изделий усто – работы их учениц. У нас в гончары обычно идут мужчины, но в этом случае подмастерьями стали студентки из Франции Элоди Дювин и Алис Джанел. Два минувших месяца они изучали секреты керамики в разных регионах Узбекистана и пробовали свои силы. Плоды их труда, конечно, заметно отличаются от оригиналов.

А во дворе музея можно взглянуть на выставку архивных фотографий. На снимках разных лет запечатлены наши лучшие гончары и их произведения.

Рамиль Исламов