$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Вышка раздора: на крыше жилого дома начали устанавливать оборудование, не получив согласия жителей

дархан

На крыше дома 4-Б в Мирзо-Улугбекском районе 8 февраля начали устанавливать антенну. О ее назначении, технических параметрах жителей не известили, и, как выяснилось в этот день, ранее во время сбора подписей звучало несколько целей для проведения этих работ. Одним обещали бесплатный интернет, если они подпишут документ, другим приводили иные доводы. В этой истории много вопросов и еще больше непонимания между органами власти на местах и гражданами.

Для кого закон?

«У нас сложилось впечатление, что нас обманули», – одна из жительниц дома пересказывает историю так, как видит она. За окнами восемнадцатиэтажки установлен кран, который поднимает на крышу высотки оборудование для антенны. Идет дождь, переходящий в снег. Погода, что называется, не летная. Высота антенны от крыши займет 10 метров, вес, другие особенности конструкции неизвестны.

Крыша – часть жилого дома, общего имущества, за ремонт которого, обслуживание отвечают жители, а вернее – ТСЖ, либо управляющая компания согласно закону «Об управлении многоквартирными домами».

Эта история, возможно, не получила бы такой огласки, если бы о ней не написала жительница этого дома, журналист Наталия Шулепина.

В разговоре она отметила, что по итогу проведенного ранее собрания жители были против установки. Об этом можно прочитать здесь.

Есть другая версия событий от районной администрации. В протоколе встречи, который был представлен для ознакомления журналисту uz24 со стороны хокимията 8 февраля, указана повестка дня: «Установка на крыше дома оборудования связи для обеспечения общественной безопасности охраны правопорядка».

Там же приводится список жителей, которые дали согласие на установку антенны. Этого протокола у жителей нет на руках. В просьбе ознакомиться с ним представители районного хокимията отказали.

В день проведения непосредственных работ мы встретились с собственниками жилья и узнали, что им пообещали. Выяснилось, что цели установки конструкции различались и люди ставили подписи под совершенно разными обещаниями.

К тому же, выразили беспокойство, что при планировании этого жилого дома не учитывались подобные тяжеловесные постройки на крыше здания. Напомним, под землей вблизи высотки проходит метро. Кроме того, СЭС планировала выдать окончательное заключение после проведения измерений уровня электромагнитного излучения как только состоится установка оборудования. С документом можно ознакомиться на сайте sreda.uz, автор публикации – Наталия Шулепина. Она же как журналист и как житель дома написала о произошедшем 8 февраля:

«Так уж случилось, что я в этом доме живу. Это мне коллега майора выкручивал руки, отнимая сотовый телефон, на который фиксировала происходящее. Я тогда сильно удивилась и спросила: «Бить будете?» А ведь когда привезли металлоконструкции и пригнали подъемный кран, чтобы загрузить их на крышу, я дважды звонила на номер 102 в городское управление внутренних дел. Объясняла ситуацию: «Жители против установки каких-либо металлоконструкций на крыше дома. Нарушается Закон. Пришлите наряд!» Прислали вот этого, который руки выкручивал».

Представители хокимията Мирзо-Улугбекского района, которые также находились возле дома во время установочных работ, ссылались на «Безопасный город».

Что такое «Безопасный город»?

Он включает комплекс мер, который значится в постановлении от 29 августа 2017 года. На этом сайте есть описание, где о «Безопасном городе» говорят как о комплексе программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеонаблюдения и технической безопасности населения, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами. «Эта платформа представляет собой единую систему с центром управления, мониторинга и реагирования на кризисные ситуации», говорилось в материале Review.uz.

«Безопасный город» состоит из 11 подпунктов:

- Система городского видеонаблюдения;

- Система фото-видеофиксации правонарушений ПДД;

- Система управления парковочным пространством;

- Система мониторинга комплексной безопасности объектов;

- Система мониторинга сейсмической активности;

- Система экстренного оповещения населения;

- Система мониторинга пожарной сигнализации;

- Система экстренной связи "Гражданин-112";

- Система мониторинга транспорта ЭОС;

- Командный центр;

- Система 112.

В 2017 году Газета.уз писала, что реализацию некоторых задач отвели Мининфокому. Ожидалось, что проект «Безопасный город» охватит всю страну к 2023 году. «На первом этапе в 2019-2020 годах в городе Ташкенте проводится работа по созданию Единой технологической платформы проекта «Безопасный город» с привлечением прямых иностранных инвестиций», – говорится в июльском сообщении Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций в 2020 году и, судя по всему, планы успеть до 2023 года были довольно оптимистичными.

Кто выйдет на диалог с жителями?

Документа, где бы говорилось об установке на крышах жилых домов, в частности дома 4-Б, спецоборудования, антенн, радиовышек, равно как об их целевом назначении, для «Безопасного города» в указанных источниках – нормативно-правовой базе, СМИ, нет. Возможно, документ скрыт, не для всех, не для общественной огласки. Но как быть тогда людям, которым жить в этом доме, которым толком не объяснили, что это такое? Насколько оборудование для безопасности города безопасно для них самих, для их здоровья, если СЭС проведет замеры только постфактум установки? Насколько учтены сейсмориски в домах, которым несколько десятков лет? Некоторые из жителей дома поделились с нами своим мнением. Одни, к примеру, подписали за обещание, что у них благодаря антенне будет бесплатный интернет.

Домком дома 4-Б Надежда Фисенко:

– У нас было собрание, где жителям рассказали, что установка безопасная. Мы попросили документы об этом, нам их не предоставили. У нас здесь 60 квартир, в 15 – законные собственники жилья, остальные квартиранты. У них также собирали подписи в присутствии сотрудников правоохранительных органов и махалли. Этим сейчас «козыряют» – количеством подписей. Я же боюсь за свою и жизни детей. Вдруг крыша провалится или она потом будет течь? А что будет с лифтами? Мы сами сбрасывались на ремонт крыши, сколько в нее было вложено. Это наша крыша, мы собственники жилья, у нас должны были спросить. Настоящие подписи мы сейчас доберем и планируем обратиться в ответственные инстанции.

Рядом с ней другая жительница – Наргиза, которая подтверждает слова своей соседки. Она в свою очередь была уверенна, что тема уже давно закрыта. Отсюда и удивление, что возле дома стоит тяжелая техника и на крышу краном поднимают материалы для спецоборудования. Наргиза твердо говорит – я против.

Эльмира Давлетханова, жительница:

– Мы не знаем, насколько эта антенна ослабит наш организм. Если мы о себе не позаботимся, то кто это будет делать? Когда строились эти дома, не рассчитывалось то, что на крыше будут воздвигаться такие махины. Дома строились с учетом сейсмической активности в нашем регионе, у нас здесь есть «плавающие» этажи. Что будет с ними при первом же землетрясении? Да, современные дома рассчитаны на современные сложности и тяжести, почему не выбрали их? Когда собирали подписи, мне сказали, что все дома «опутаны» паутинами антенн. Они все уберутся, не будут портить фасад дома, а нам взамен установят только одну антенну.

Я считаю, что эти люди ставят палки в колеса нашему президенту. Один за всеми уследить не может. Ему должны помогать люди, которые точно так же, как он, «горят» душой на работе за страну, за народ, за прогресс. Наша республика – семья, где есть глава семьи, который несет ответственность за всех, «тянет» эту лямку. А есть люди, которые разрушают нашу семью.

Юлианна Мороз