$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Узбекский вальс от Спивакова

-

За пару дней перед своим 78-м днем рождения народный артист СССР Владимир Спиваков и руководимый им Национальный филармонический оркестр России дали большой благотворительный концерт в Ташкенте.

Выступление во Дворце международных форумов «Узбекистан» организовали при поддержке Фонда развития культуры и искусства при Кабинете министров и благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

«Спиваков бесподобен!» и «Безупречная чувственная сдержанность у пульта!» – вот только пара из множества восторженных отзывов.

Поклонники классики уже заметили: за минувшие шесть лет маэстро с коллективом приезжали к нам каждый год, кроме как в разгар пандемии в 2020-м. И всегда с новой программой. В 2017-м это была оперная классика – Верди, Пуччини, Доницетти, Россини, Бизе и Легар. Годом позже – музыкальное сопровождение к немому шедевру Чарли Чаплина «Огни большого города». Затем – Чайковский и Рахманинов, а в 2021-м – снова Чайковский и Пуччини, а также Масканьи и Чилеа. И всякий раз оркестранты не ограничиваются только выступлениями, но еще и устраивают мастер-классы для молодежи в столичной консерватории и музыкальных школах.

Нынешний концерт едва успел начаться, как сидевший позади ребенок полушепотом спросил маму: «А скоро конец?». Вопрос потом повторялся в разных вариациях еще не раз, но большинство зрителей явно никуда не спешили и просто получали удовольствие от музыки. У Спивакова с его обманчиво легкой манерой дирижирования есть дар удерживать внимание так, что бег времени уже не заметен. Два с половиной часа в тот вечер пролетели как один.

В начале оркестр играл всем знакомую сюиту «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига, куда входит и узнаваемая мелодия «В пещере горного короля». Музыканты максимально полно показали всю красоту захватывающего произведения, где воображение само легко рисует образы, постепенно сливающиеся в нарастающем вихре эмоций.

Перепадами темпов и богатством звучания впечатлило и еще одно часто исполняемое творение Грига – Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Сольную партию уверенно исполнила Мариамна Шерлинг – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреат нескольких международных конкурсов. За прошлый год 21-летняя пианистка победила на престижных смотрах в Лионе и Дрездене.

Второе отделение открыли произведения Чайковского – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Вокальную партию наполнила лиричностью солистка театра «Новая опера», приглашенная солистка Большого театра России Екатерина Петрова. А воодушевляющим финалом программы стал фрагмент сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна.

Однако публика не готова была прощаться с музыкантами. И после нескольких минут стоячих оваций те сыграли на бис. Да не одну, а сразу четыре композиции! Зал тепло принял и мелодию Нино Рота из фильма «Восемь с половиной» Федерико Феллини, и вальс №2 из джазовой сюиты Дмитрия Шостаковича.

Но самые громкие аплодисменты зазвучали, когда оркестр преподнес всем сюрприз в виде сразу двух узбекских произведений. Накануне приезда в Ташкент коллектив специально разучил легендарный вальс «Белые тюльпаны» Манаса Левиева и песню «Умид» («Надежда») Энмарка Салихова, ставшую известной в исполнении Батыра Закирова. Выбор последней был особенно символичен: Владимир Спиваков рассказал, что он с музыкантами надеется еще не раз вернуться в нашу страну.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства