$
 12814.78
-14.29
 13442.70
97.9
 123.50
-1.41
weather
+26
Вечером   +14°

Узбекистан и ШОС: внешнеполитические приоритеты в контексте конституционной реформы

-

Узбекистан стал полноправным субъектом международного права более тридцати лет назад после обретения государственной независимости.

За эти годы Узбекистан выработал самостоятельную внешнюю политику, основанную на общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в статье 17 Конституции.

Реформы, проводимые как в рамках Стратегии развития на 2022-2026 годы, в том числе в сфере осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, способствуют дальнейшему укреплению мира и стабильности не только в Узбекистане, но в регионе и мире в целом. Все это определяют важность и необходимость конституционных поправок, отражающих принципы дружественной и миролюбивой внешней политики со всеми государствами мира.

Многие из важнейших задач внешней политики нашего государства решаются в рамках активного участия в деятельности международных организаций, и особенно – ШОС. В условиях существенного изменения геополитической ситуации в мире, наблюдаемой в последние годы, значение этой организации неизмеримо возросло. 

Шанхайская организация сотрудничества ныне имеет огромный потенциал своего развития. Общая территория входящих в ШОС стран превышает 34 млн км², где проживает около 40% населения планеты – это более 3,2 млрд человек, имеет почти 24% мирового ВВП и большие возможности в социально-экономическом и гуманитарном развитии. Организация объединяет 8 постоянных членов, 4 государства-наблюдателя и 9 партнеров по диалогу. Большая «семья ШОС», насчитывающая 21 страну, охватывает Азию, Европу и Африку.

Руководящие акты ШОС особо отмечают, что сотрудничество государств должно строиться на равноправии всех государств-членов, поиске совместных усилий на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них, способствовать предотвращению международных конфликтов, их мирному урегулированию и совместному поиску решения назревших проблем.

Реализуемые в рамках ШОС проекты по развитию политического, торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества показывают не только свою востребованность, но и эффективность.

Новая внешнеполитическая стратегия Узбекистана за последние годы находит свое яркое отражение и в деятельности ШОС. В рамках Организации наша страна выдвигает множество актуальных инициатив и предложений, способствующих повышению ее имиджа на международной арене, соответствующих приоритетным направлениям социально-экономического развития.

Можно сказать, что стратегия, реализуемая на пространстве ШОС под руководством лидера Узбекистана, основывается на таких основных принципах, как конструктивность, прагматизм и инициативность. Только в 2017-2021 годах глава нашего государства выдвинул на саммитах ШОС около 50 важных и актуальных инициатив. Самое главное, эти предложения последовательно реализуются в «дорожных картах», нормативно-правовых, программных и концептуальных документах, а также в виде нового механизма сотрудничества.

Для реализации выдвинутых президентом Шавкатом Мирзиёевым инициатив в период нынешнего председательства Узбекистана разработаны проекты 14 новых концептуальных документов. Председательство Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества приближается к главному событию – заседанию Совета глав государств в Самарканде, с солидным пакетом новых правовых и концептуальных документов, призванных вывести многоплановое взаимодействие в рамках организации на новый качественный уровень. Они направлены на содержательное и институциональное расширение сфер взаимодействия в ШОС.

Узбекистан, уделяет большое внимание решению задач по реализации крупных транспортно-коммуникационных проектов, транспортных коридоров и маршрутов, проходящих через территорию Центральной Азии. Это способствует развитию торгово-экономических связей государств-членов ШОС со странами Европейского Союза, Южной и Юго-Восточной Азии. Усилиями Узбекистана и других членов ШОС успешно реализуются совместные инвестиционные проекты в промышленной, добывающей, перерабатывающей и иных отраслях экономики стран-участниц этой организации. Серьезные успехи достигнуты в сфере экономического развития и товарооборота между странами-членами ШОС.

Принятые на саммитах этой организации документы служат укреплению мира и безопасности в регионе. Все они способствуют дальнейшему развитию сотрудничества в культурно-гуманитарной, научной, экономической, инвестиционной и транспортно-коммуникационной сфере между государствами-членами ШОС, странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, повышению эффективности деятельности организации.

Благодаря активным усилиям Узбекистана достигнуты конкретные результаты в основных направлениях деятельности ШОС. Активизирована работа таких формирований, как Совет министров иностранных дел, Совет Межбанковского объединения, правление Делового совета ШОС. Принят ряд важных документов, определяющих основные направления развития организации на долгосрочную перспективу.

Узбекистан проявляет активность в формировании не только региональной, но и глобальной повестки, выстраивании коллективных механизмов противодействия вызовам и угрозам, непосредственно влияющим на безопасность, процветание и устойчивое развитие международного сообщества. Узбекистан является инициатором многих конструктивных предложений, в том числе в рамках ШОС, направленных на установление мира и спокойствия на исстрадавшейся земле Афганистана.

Совместное решение вопросов обеспечения региональной безопасности, сотрудничество в рамках ШОС, основанное на таких принципах, как взаимное доверие и уважение, конструктивизм и прагматизм, а также соблюдение баланса интересов создадут прочный фундамент для решения проблем безопасности, поддержания мира и стабильности во всем мире.

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук