$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Как «умное регулирование» законов помогает избежать ошибок: опыт трех стран

бумаги подпись документы

Анализ или оценка регуляторного воздействия входит в состав так называемого института «умного регулирования». Воспользовавшись этим инструментом, у представителей системы госуправления есть возможность просчитать наперед эффект принимаемых мер.

Никаких эмоций, в ход идут только цифры, факты и экспертное мнение, сделанное на основе предварительно проведенных расчетов. АРВ замедляет процесс принятия закона – с одной стороны, так как требуется больше сил и ресурсов для его проведения. Однако благодаря этому анализу в итоговом документе учтены все моменты и подводные камни.

В основе проведения АРВ, как правило, есть проблема или ситуация, которые необходимо решить на системном уровне. За счет этой оценки удается исключить неэффективные и нецелесообразные решения на начальных этапах разработки нормативно-правового документа.

Впервые этот анализ (Regulatory Impact Analysis) применен в США в 1981 году администрацией президента Рональда Рейгана, а с 1995 года в Штатах эту процедуру стали применять к любому регулирующему акту, который потребует годовых затрат свыше 100 млн долларов.

Анализ не подчинен единым критериям и проходит по-разному в зависимости от страны. К примеру, в Канаде его проводят при принятии нормативно-правового документа, предусматривающего бюджетные расходы, а в Великобритании – любого регулирующего акта, в Южной Кореи – только в случае, когда доказана целесообразность этой оценки.

  Опыт Казахстана

АРВ в Казахстане с 2014 года является обязательной процедурой при разработке нормативных актов, затрагивающих сферу предпринимательства. Цель этого шага закреплена в повышении действенности и эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем.

АРВ считается выполненным, если есть ответы на эти вопросы:  

1. Какая проблема решена и почему она возникла?

2. Что произойдет, если правительство не предпримет никаких действий?

3. Каковы последствия действий правительства?

4. Почему предложенное решение является наилучшим, позволяет ли оно решить проблему при наименьших издержках для страны?

5. Может ли правительство эффективно реализовать НПА?

Принципы этого анализа отражены в Предпринимательском кодексе. Сам анализ проводится до и после введения регуляторного инструмента и является обязательным условием для введения нового. Его осуществляют регулирующие государственные, а также уполномоченные органы по предпринимательству в лице Министерства национальной экономики, Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» и другие заинтересованные лица в порядке, определяемом МНЭ.

Как это происходит в Кыргызстане

В Кыргызстане действует анализ регулятивного воздействия нормативных правовых актов с 2007 года. Так, в этой стране разработана методика, в которой расписаны цели, задачи и порядок проведения АРВ. Этот анализ является необходимым при принятии нормативных документов, которые касаются предпринимательской деятельности.

В числе основных критериев наряду с определенными требованиями к формату оформления – аргументированность выводов и рекомендаций в документе, достоверность информации, на основе которой сделаны выводы (расчеты), использование аналитических инструментов, необходимых для проведения качественного АРВ. 

Анализ регулятивного воздействия в Кыргызстане могут проводить министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, руководствуясь соответствующим постановлением правительства. 

  А что в Узбекистане?

О совершенствовании системы оценки регуляторного воздействия в Узбекистане упоминается в постановлении главы государства от 15 марта 2021 года. В документе отмечено, что при внедрении этой системы установлено проведение общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, имеющих важное экономическое и общественно-политическое значение.

Обсуждение документов, принимаемых в стране, идет на портале СОВАЗ. Этот портал запущен с 14 мая 2015 года. В системе оценки законодательных актов есть возможность поддержать понравившееся мнение в комментариях, высказать свою точку зрения по поводу всего документа в целом или отдельных его частей. При введении этой системы предполагалось, что после окончания обсуждения все комментарии будут анализироваться органом, отвечающим за подготовку проекта нормативно-правового акта, а поступившие предложения – учтены в новой редакции проекта.

Что касается внедрения оценки регуляторного воздействия в Узбекистане, в постановлении отмечается, что с 1 января 2023 года по всем проектам нормативно-правовых актов и принятым нормативно-правовым актам, оказывающим воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду, будут осуществлять ОРВ.

До этого срока оценка идет только по четырем категориям документов. В частности, предусматривающим введение новых ограничений и видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам, повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц, установление любых видов льгот, гарантий, преференций и другим.

Под оценкой регуляторного воздействия в нашей стране подразумевается комплекс мер, направленный на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта нормативно-правового акта, а также выявление достижения целей регулирования и эффективности нормативно-правового акта и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования.

В соответствии с приложением к постановлению для проведения ОРВ создается рабочая группа из числа юристов, экономистов, представителей экспертно-аналитических групп, осуществляющих деятельность в государственных органах, а также работников, назначенных ответственными за эту оценку.

В отчете об ОРВ отражается конкретное описание (положительных, негативных или нейтральных) последствий воздействия проекта. Этот документ, а также проект нормативно-правового акта изучаются сразу несколькими госорганами. В частности, Министерством экономического развития и сокращения бедности – на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность, Антимонопольным комитетом – на предмет воздействия на конкуренцию, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды – на предмет воздействия на окружающую среду.