$
 12600.14
10.14
 13642.17
-23.02
 135.92
-0.05
weather
+26
Вечером   +14°

Археолог рассказывает о таинственном юге Узбекистана

музей 16.10

Путешествие в Термез непременно должно включать посещение археологического музея. Он наполнен непередаваемой атмосферой и знакомит с многовековой историей нашей страны. Старший научный сотрудник музея, археолог, кандидат исторических наук Тухташ Аннаев рассказывает об уникальности этого учреждения культуры, о том, что таит Сурхандарьинская область и чем может быть привлекательна для туриста.

Музей был открыт в честь 2500-летия города

Зал, в который гость попадает с порога, – вводный. Здесь представлены экспонаты разных эпох. Далее идут девять помещений, расположенные в хронологическом порядке, где можно проследить развитие Сурхандарьинской области от первобытного строя и эпохи земледелия до эпохи среднеазиатских ханств и колониального периода. Экспозиция включают в себя материалы, найденные на территории региона.

Мы признаны одним из лучших музеев Средней Азии, который специализируется на археологии. Здесь насчитывается свыше 100 тысяч экспонатов, из них 1800 демонстрируются посетителям. В целом представлена история культуры Сурхандарьинской области – и зарождение общества, и его основные этапы развития.

Без преувеличения скажу, что наша область занимает ведущее место по наличию археологических памятников в Центральной Азии. Также примечательно, что здесь под воздействием культур Древнего Востока зародилась высокоразвитая земледельческая община, на базе которой в середине второго тысячелетия до нашей эры сформировался один из ранних городов – Джаркурган.

Позже Сурхандарьинская область заняла узловое расположение в распространении эллинистической культуры. Заметьте, что здесь же происходило формирование Кушанского царства, которое наряду с Римом и Парфией играло ключевую роль в развитии древней культуры. Термез наравне с Самаркандом считается самым ранним очагом формирования исламской цивилизации.

Начиная с 20-х годов ХХ века здесь одна за другой начинали работу крупные экспедиции. Открытие 1959 года уже считалось мировым. Тогда под руководством известного археолога и академика Галины Пугаченковой на территории Денауского района велись раскопки дворца Халчаян (Кушанский период). Отмечу, что в ходе экспедиции было обнаружено значительное количество уникальных находок: монеты, терракотовые скульптуры, керамическая посуда, предметы быта жителей древности.

Затем российским археологом Борисом Стависким был открыт Каратепа – буддийский монастырский комплекс эпохи Кушанского царства. Развалины можно смело считать одним из важнейших памятников среднеазиатского буддизма. Во многом благодаря именно этим экспедициям и был накоплен археологический багаж. Для сохранения и артефактов, и памятников по инициативе первого президента был основан Термезский археологический музей.

«Отмечу, что незадолго до начала пандемии наблюдался рост интереса. А в прошлом году музей посетили около 80 тысяч человек, из них три тысячи – граждане зарубежных стран».

Сейчас из-за ситуации в мире раскопки приостановлены, но исследования продолжаются. Ежегодно действуют около 10 экспедиций – международных и местных. По возможности находки передаются в музей. Команды реставраторов у нас нет, поэтому при открытии значимых экземпляров мы приглашаем специалистов из Самаркандского института археологии имени Я. Гулямова, также профильная лаборатория есть в Ташкенте.

Почетный гражданин Термеза

Один из залов музея посвящен памяти Като Кюдзо – великого археолога и большого друга Узбекистана. Будучи исследователем буддийской культуры, он посвятил свою жизнь раскопкам археологических памятников, в том числе таких объектов, как Дальверзинтепа, Каратепа и Фаязтепа.

Като Кюдзо был студентом Токийского университета (Япония), а в 1945 его мобилизовали в Квантунскую армию. Позже он попал в плен в Сибири. За годы, проведенные в России, он в совершенстве выучил русский язык.

Вы спросите, а как же он стал участником археологических раскопок в Сурхандарьинской области? В 1989 году в Японии проходила выставка, где было продемонстрировано большое количество артефактов со стороны Союза, в том числе и нашего края. Там Като Кюдзо познакомился с нашими специалистами-археологами. Думаю, это и послужило появлению такого интереса к южному региону.

Многие годы ученый тесно сотрудничал с Академией наук Узбекистана и являлся популяризатором истории нашей страны в Японии. Считаю, что мне повезло, я много работал с ним.

Отмечу, что в 2002 году доктор Като Кюдзо указом первого президента Узбекистана был награжден орденом «Дустлик». Также он стал почетным гражданином Термеза.

Про комплекс Фаязтепа

Это был большой проект. С 1968 по 1976 год наш коллега – археолог Л. И. Альбаум исследовал буддийский храмовый комплекс, который относится к I-III векам нашей эры. Позже (2004-2006) исследования продолжил я.

Тогда мы до конца раскопали комплекс и обнаружили много находок. Отмечу, что Фаязтепа – единственный полностью изученный буддийский монастырь на территории Средней Азии. Он состоит из трех монументальных построений – храм, монастырь и хозяйственные помещения. Общая площадь составляет 1,5 кв. км.

Комплекс законсервирован. Когда будете там, обратите внимание, что сверху сняты разрушенные кирпичи. Вместо них во время восстановительных работ выложены новые. Раскопав западную часть, мы сделали фотографии, чертежи и после закопали обратно  – опять-таки для сохранения археологического памятника. Был период, когда сырцовые постройки консервировали химическим методом, но уже спустя 20 лет наблюдалось частичное разрушение.

Одна из важных частей комплекса – ступа. Отмечу, что большой объект (купол), которую мы все видим изначально, достроена современниками, чтобы сохранить древнее и ценное сооружение внутри. 

Термез – родина буддизма?

Мы не претендуем на это звание. Так можно сказать про северную Индию.

В первом веке до нашей эры начинается постепенное проникновение этого учения – появляются первые проповедники и уже на рубеже нашей эры сооружается монастырь. Сюда можно отнести и комплексы Фаязтепа и Каратепа. Найдено много надписей, доказывающих присутствие последователей буддизма на нашей территории.

Термез послужил центром распространения, оказав особое влияние на дальневосточные страны. В прошлом году, общаясь с делегацией из Китая, я спросил у профессора о роли Сурхандарьинской области в популяризации буддизма. Он, аргументируя этот факт, заверил, что Термез действительно занимал узловое расположение.

В средневековье еще наблюдалось присутствие этого учения в наших краях, сегодня же – нет. Однако это часть культурного наследия нашей страны, поэтому мы должны сохранять и изучать исторические артефакты и комплексы.

В планах у нас подготовить карту с расположением всех памятников. Замечу, что отношение к археологической сфере изменилось. Например, уже в шести вузах страны выпускают профильных специалистов. Это очень радует.

Записала Валерия Вааде