$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Как в проекте Конституции предлагают реализовать право на свободное передвижение – мнение эксперта

дорога travelreport.ru

Поправки в Конституцию Узбекистана также могут затронуть статью 28, в которой говорится, что каждое лицо, которое на законных основаниях находится на территории Республики Узбекистан, имеет право на свободное передвижение по территории республики, выбирать место пребывания и жительства, за исключением ограничений, установленных законом. О сути и значении этих изменений рассказывает профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук Омон Мухамеджанов.

Международная практика

Право на свободу передвижения является одним из важнейших естественных прав человека. Указанное право распространяется на «каждого», то есть как на граждан конкретного государства, так и на иностранцев, проживающих на его территории. 

Так, статья 13 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Свобода выбора местожительства указана в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом в этом пакте указано, что эта свобода не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами. 

Значение этой свободы для человека, да и общества, особенно возрастает в современных условиях. Поскольку с ее реализацией непосредственно связана жизнедеятельность людей в различных сферах личной и общественной жизни. Свобода передвижения часто служит необходимой основой  для реализации иных прав и свобод, например, таких как право на труд, право на жилище, право на образование, право на охрану семейной жизни, а иногда и права на жизнь.

Право покидать страну включает право выезда из нее с различными целями (например, туризм, обучение, бизнес, визит к родственникам и друзьям) и на различный срок (как на короткий, так и на более продолжительный срок, а также выезд на постоянное место жительство за рубежом).   

Надо отметить, что не всегда передвижение в жизненном пространстве происходит по воле и желанию людей. Бывают случаи, когда перемещение происходит вопреки их воле. Речь здесь идет о тех случаях перемещения, когда в силу определенных условий человек попадает в положение вынужденного мигранта, не свободного в выборе своего передвижения.

Подобные случаи находятся в полном противоречии с правом человека на свободное передвижение. Например, вооруженные конфликты, гражданские войны, межэтнические и религиозные конфликты, свойственные современной эпохе, порождают неисчислимые потоки беженцев-мигрантов, скитающихся по свету в поисках убежища и помощи. В таких условиях над каждым нависает угроза оказаться в положении беженца или перемещенного лица.

Как было раньше?

Ограничения, возникающие в прошлом, оказывали негативное воздействие на свободу человека, лишая его возможности выезда и возвращения к месту своего проживания. В условиях советского строя запреты и ограничения административно-командной системы лишали людей возможности выезда за рубеж. Если такая возможность и представлялась, она сопровождалась строжайшим контролем и надзором. Заполняя личную анкету при поступлении на работу, гражданин обязан был указать о фактах своего пребывания за границей, наличии или отсутствии там родственников.

В зависимости от ответов решался по существу вопрос о политической благонадежности человека. В советское время право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничивалось институтом прописки. Началом преодоления режима прописки в странах СНГ стало введение регистрационного учета граждан по месту жительства и пребывания.

Учет закрепляет не разрешительный, а уведомительный порядок регистрации. Это акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Анализ норм конституций стран СНГ о праве на въезд и выезд из страны позволяет утверждать, что они вполне согласуются с положениями, содержащимися в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных актах, устанавливающих право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в эту страну. 

Что предусматривают поправки в Конституцию?

Право беспрепятственного въезда и выезда в странах СНГ, в том числе в Узбекистане может быть ограничено для охраны государственной тайны. Законодательство о них строго регламентирует основания для отказа в выезде за границу для определенной категории работников, допущенных к государственным секретам в соответствии с должностными обязанностями. 

Впервые в истории  конституционного развития Узбекистана  действующая статья 28 Конституции закрепила право граждан страны на свободное передвижение по территории республики, въезд и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом. В Узбекистане эти права были адресованы только гражданам Узбекистана. Предлагаемые поправки в Основной закон включают дополнение правом на свободный выбор места жительства и проживания, расширяя круг субъектов.

Конституционное признание Узбекистаном свободы каждого передвигаться, выбирать место пребывания и жительства привело к определенным положительным результатам в плане ее использования, в частности к отмене системы прописки граждан по месту жительства.

Однако следует отметить, что еще существует много социальных и правовых проблем, решение которых необходимо для того, чтобы эта свобода осуществлялась полноценно всеми гражданами адекватно своему первоначальному демократическому смыслу и содержанию.

Предлагаемая поправка в статью 28 Конституции также служит реализации иных прав личности. Так свобода выбора места жительства и проживания будет способствовать реализации прав граждан на жилье и собственность. Например, это право не будет ограничиваться с учетом территориальности при покупке жилья или иной недвижимости. Таким образом, подобная поправка будет дополнительной гарантией приобретения жилья и собственности независимо от места проживания или регистрации.

Гарантия свободы передвижения и проживания также активизирует процесс внутренней трудовой миграции, что способствует эффективному распределению рабочей силы по регионам, а также будет выступать важным фактором экономического роста регионов.

Вследствие этого каждый гражданин имеет право свободно передвигаться на всей территории страны, выбирать место жительства или проживания, а также на свободный выезд или въезд в страну.

Такая гарантия будет способствовать совершенствованию действующих конституционных норм, служит основанием для недопущения установления запретов в текущем законодательстве, ограничивающих эти права и свободы. В этой связи конкретизация конституционных норм позволит обеспечить их эффективность и прямое действие, что создаст оптимальные условия для реализации этого важного права человека.