$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Социальная помощь не должна делать из людей иждивенцев — мнение эксперта

-

Низкие темпы роста занятости и заработной платы остаются в числе актуальных проблем современного Узбекистана.

По официальным данным международных организаций, в рейтинге размеров среднестатистической заработной платы наша страна занимает 118 место в мире. Отечественное Министерство финансов информирует, что на конец 2021 года зарплату размером менее 1 млн сумов получало 34,5%, а до 2 млн сумов — 24,1% человек.

Аналогичная картина наблюдается и с пенсионным обеспечением. В настоящее время для определения размера пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным нарушением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, используется показатель базовой величины исчисления пенсии. С 1 мая 2022 года он составляет 324 тысячи сум или 30 долларов в месяц. Для сравнения, в России фиксированный базовый размер страховой пенсии на 1 июня 2022 г. составил 117,2 доллара, в Казахстане минимальный размер базовой пенсии – 43,3 доллара, Кыргызстане – менее 20 долларов.

В этой связи обеспечение справедливой и достаточной величины минимального размера оплаты труда и пенсии является ключевым элементом системы государственных гарантий и выступает в качестве основного фактора для усиления защиты доходов наиболее бедной части населения и поддержания ее покупательного уровня.

— Анализ конституций ряда стран СНГ свидетельствует о наличии в них гарантий на «…вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда», — отмечает профессор, доктор экономический наук Дмитрий Валерьевич Тростняский. — К сожалению, эти гарантии отсутствуют в действующем Основном законе нашей страны, что не соответствуем ценностям демократического, прогрессивного и социально справедливого государства, которым является современный Узбекистан. Исходя из этого, проект поправок в Конституцию предлагает внести изменения сразу в две статьи, регулирующие размеры оплаты труда и социальных выплат

Так, в статью 37 включили норму, согласно которой полагается справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также устанавливается право на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Минимальный размер оплаты труда должен быть достаточным для существования самого человека и его семьи.

В статью 39 внесены изменения, регламентирующие, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов. Государство в установленном законом порядке обеспечивает жильем социально уязвимых и малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По результатам подомового опроса, более 2,2 млн человек в Узбекистане нуждаются в социальной помощи. Но при ее оказании нельзя не учитывать негативный зарубежный опыт. Так, реализуемая долгое время в странах Западной Европе практика постоянной заботы о каждом нуждающемся доказала свою полную несостоятельность и привела к формированию паразитирующей прослойки населения. Люди получают различного рода соцпособия как малообеспеченные, многодетные семьи или безработные и их устраивает такое положение дел, работать они не хотят.

Наиболее результативной признана переориентация от малоэффективной системы раздачи социальных пособий на привитие у нуждающегося населения чувства ответственности за самих себя, стимулирование желания самостоятельно преодолевать трудные жизненные ситуации. Граждане должны четко осознавать, что они имеют не только права, но и обязанности перед своей семьей и обществом. Ответственность государства наступает лишь тогда, когда человеку не под силу удовлетворить свои потребности надлежащим образом.

Подобный подход потребовал активизации таких участников реализации социальной функции государства, как институтов гражданского общества. В свою очередь это позволит разгрузить государственный бюджет и освободить средства для экономического развития, что особенно актуально в условиях экономического кризиса. Происходит оптимизация рынка труда, обеспечивается содействие в профессиональной переподготовке и включение дееспособных граждан в трудовую деятельность.

Именно поэтому необходимо еще раз пересмотреть порядок предоставления социальной помощи в республике, обеспечить максимальную адресность и ее обоснованность, чтобы эта поддержка со стороны государства помогала человеку выйти из кризисной ситуации, найти работу и не допускала длительного пребывания людей в социальной группе иждивенцев.