$
 12962.98
14.88
 13377.80
-124.48
 123.68
2.67
weather
+26
Вечером   +14°

Хоким Ташкента скрыл информацию о субсидиях на отопление в 100 млрд, но опубликовал данные о жилье для сирот

 Хоким Ташкента скрыл информацию о субсидиях на отопление в 100 млрд, но опубликовал данные о жилье для сирот Информация

Хоким Ташкента Шавкат Умурзаков 10 октября 2024 года принял решение о выделении 100 млрд сумов на субсидирование отопления и горячего водоснабжения.

Вопросы прозрачности и законности

Однако этот документ был скрыт от общественности, несмотря на то, что в нем отсутствуют данные, требующие ограничения доступа. Документ под номером 709-14-0-Q/24 до сих пор остается закрытым, хотя впервые о нем стало известно еще 26 декабря. Согласно законодательству, хоким имеет право скрыть решение, если оно содержит персональные данные, сведения об опекунстве или спонсорстве, а также иную информацию, которая является конфиденциальной или относится к сведениям об обороне и безопасности. Однако, в данном случае, решение касалось выделения 100 млрд сумов из местного бюджета на погашение задолженности и покрытие ожидаемых расходов на теплоснабжение и горячее водоснабжение, которые ранее покрывались из республиканского бюджета.

Основанием для решения послужило постановление Кабинета министров от 22 сентября 2021 года о развитии системы теплоснабжения Ташкента, в соответствии с которым французская компания Veolia получила в управление систему теплоснабжения столицы на 30 лет. Кроме того, убытки, возникающие из-за применения сниженных тарифов, возмещаются путем ежемесячных субсидий из местного бюджета Ташкента на основе решений кенгаша. Эти средства были распределены между районами, которые приняли собственные решения о выделении денег на субсидии для бюджетных организаций и Фонда государственного медицинского страхования. Среди районов, получивших финансирование, были:

-Яккасарайский (4,42 млрд сумов)

-Шайхантахурский (7,16 млрд сумов)

- Сергелийский (2,89 млрд сумов)

 -Учтепинский (8,13 млрд сумов)

 -Мирзо-Улугбекский (14,1 млрд сумов)

 -Янгихаётский (3,64 млрд сумов)

-Бектемирский (2,37 млрд сумов)

-Чиланзарский (8,05 млрд сумов)

 -Юнусабадский (7,46 млрд сумов)

Каковы последствия засекречивания решений хокимов и их влияние на прозрачность бюджетного финансирования в Ташкенте?

 Решения хокимов Яшнабадского, Алмазарского и Мирабадского районов найти не удалось, что, вероятно, указывает на то, что они также были засекречены. Хокимият Шайхантахурского района пометил свой документ как «для служебного пользования» (ДСП), что говорит о том, что решение изначально было скрыто, но, возможно, стало доступным благодаря отделу юстиции. Согласно статье 5 закона "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", информация о выделении и использовании бюджетных средств является открытой. Таким образом, решение хокима Ташкента о выделении средств должно быть публичным, поскольку оно касается распределения бюджетных средств. Более того, в соответствии с постановлением Кабинета министров №594, решения о выделении субсидий должны приниматься кенгашем народных депутатов, а не хокимом.

Финансист Отабек Бакиров обратил внимание на то, что ранее, 7 сентября, хоким Ташкента утвердил открытое решение «О предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей», которое содержало персональные данные детей, включая их фамилии, имена, отчества, даты рождения, домашние адреса и номера квартир. Позже этот документ был скрыт. Кроме того, 4 января кенгаш народных депутатов Алмазарского района также принял решение, в котором были опубликованы персональные данные десятков женщин, внесенных в "женскую тетрадь", включая их паспортные данные.

В 2025 году в Ташкенте запланировано двукратное повышение тарифов на отопление, однако, по словам вице-премьера Джамшида Кучкарова, даже это повышение не покроет всех расходов, поэтому правительство вынуждено выделять субсидии. Кучкаров также отметил наличие проблем в системе теплоснабжения, таких как устаревшее и энергозатратное оборудование, а также недостаточное количество счетчиков. Значительная часть расходов столичного бюджета – около четверти – уходит на возмещение убытков предприятий теплоснабжения из-за применения заниженных тарифов для населения. В 2024 году на эти цели было запланировано 1,97 трлн сумов, что на 22,8% больше, чем в 2023 году (1,6 трлн сумов). Компания Veolia Energy Tashkent ранее обосновала необходимость повышения тарифов на горячую воду и отопление ростом цен на газ и электроэнергию. По данным компании, в настоящее время население оплачивает лишь 18% от базового тарифа. В конце 2022 года на покрытие убытков от пониженных тарифов на теплоснабжение Ташкента из государственного бюджета было выделено 35,8 млн долларов, несмотря на возражения некоторых депутатов и Счетной палаты. Бывший министр финансов объяснял это тем, что у местного бюджета не хватало необходимых средств, хотя ранее там оставалось 1,3 трлн сумов. Согласно планам, до 2050 года благодаря государственно-частному партнерству планировалось сэкономить 9,2 млрд кубометров природного газа на сумму 11,7 трлн сумов, 3,1 млрд квт.ч электроэнергии на 1,4 трлн сумов и 1,1 млрд кубометров воды на 440 млрд сумов.