$
 12720.00
-7.96
 13827.91
46.07
 140.04
0.58
weather
+26
Вечером   +14°

ШОС после Самаркандского саммита: каким он будет?

-

В преддверии Самаркандского саммита ШОС экспертно-аналитические, общественно-политические, научно-академические круги строят свои оценки и прогнозы относительно его содержания и итогов.

Ведь 22-й саммит этой крупнейшей региональной международной организации проходит в условиях нарастающего противостояния крупнейших держав Запада и Востока.

Будет ли использован потенциал ШОС для экономического и военного противостояния крупнейших центров, какое видение у членов организации относительно дальнейшего ее развития? Ведь потенциал ее огромен – 22% ВВП мировой экономики, 3,4 млрд населения, 34 млн км2 (60% территории Евразии).

В поисках ответов на эти вопросы международное экспертное сообщество пытаются понять позицию каждой страны. Это и понятно, ведь все решения внутри организации принимаются исключительно на основе принципа консенсуса. То есть стороны не придут к согласию, даже если какое-то небольшое государство условно выступит против. И уникальный опыт уважения чужого мнения способствует вовлечению небольших стран в решение вопросов регионального и глобального управления.

 Именно поэтому статья президента Узбекистана Шавката Мирзиёева «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире», опубликованная в центральных изданиях Узбекистана 12 сентября, вызвала большой интерес в мировом сообществе.

В своей статье глава принимающей саммит страны дал глубокую оценку состоянию современной системы международного сотрудничества, указав на формируемый глубокий кризис доверия на глобальном уровне, появление рисков возрождения противоборствующих блоков, другие угрозы безопасности и стабильности как региона, так в целом всего мира.

Сегодня мы все являемся свидетелями глубоких разногласий внутри как глобальных международных организаций (ООН), так и интеграционных союзов (ЕС) и понимаем обоснованность этой оценки.

«В этих условиях очевидно: ни одна страна не может надеяться на то, что ей удастся избежать этих глобальных рисков и вызовов или справиться с ними в одиночку», – пишет президент Узбекистана, аргументируя важность межгосударственного взаимодействия. При этом взаимодействие, считает он, должно строиться с учетом интересов каждого, только тогда оно будет конструктивным. Именно с этой точки зрения и привлекательна ШОС для государств-участников, имея внеблоковый статус, придерживаясь принципов ненаправленности против третьих стран, строя свою деятельность на равноправии и уважении суверенитета всех ее членов.

В статье дается четкий посыл – организация не должна вмешиваться во внутренние дела, не должна допускать политическое противостояние и конфронтационное соперничество.

Автор подчеркивает, что «Концепция успеха ШОС – продвижение разностороннего сотрудничества через обеспечение региональной безопасности».

Если в год создания в 2001-м членами ШОС были шесть государств, то уже через 20 лет их количество возросло до 8, вошли в состав в качестве наблюдателей 4 государства, 9 – в статусе партнеров по диалогу, еще несколько государств подали заявки на участие в деятельности этой организации. Расширяется круг международных организаций, имеющих официальные контакты с ШОС.

Все это подтверждает слова президента Узбекистана Шавката Мирзиеёва о международной привлекательности нового формата межгосударственного взаимодействия.

Таким образом в своей статье он, раскрыв причины расширения ШОС, четко дал понять, что вопрос участия организации в геополитических противостояниях на повестке дня не стоит. Путь ШОС – укрепление диалога, взаимопонимания сотрудничества как на региональном, так и в глобальном масштабе, содействие разностороннему развитию ее членов под лозунгом «ШОС сильна, если силен каждый из нас».   

Комилжон Арипов

Руководитель отдела ИСМИ при президенте