$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

SANTO в Узбекистане: как фармкомпания будет формировать цены и выдерживать конкуренцию на рынке

Чублукова Директор по стратегическому развитию и доступу препаратов на рынок Santo Ирина Чублукова

SANTO – фармацевтическая компания, входящая в группу Polpharma, которая является лидером польского фармацевтического рынка и международной группой, активно действующей на рынках Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

Компания SANTO сегодня является одной из лидирующих среди фармацевтических производителей в Центральной Азии.

Представительство SANTO в Узбекистане зарегистрировано в сентябре 2020 года, активация деятельности с января 2021 года. Компания активно вышла на рынок страны и в ближайшее время намерена занять лидирующую позицию.

Генеральный директор компании SANTO Ижи Урбанец и региональный директор по стратегическому развитию и доступу препаратов на рынок Ирина Чублукова раскрыли некоторые факты о компании.

- Как отражается участие в ЕАЭС на фармотрасли Казахстана?

Ирина Чублукова:

- Так как Казахстан входит в ЕАЭС, мы уже движемся и работаем по евразийским правилам. Например, до 1 июля этого года в Казахстане мы могли подавать досье на регистрацию лекарственных средств по национальным казахстанским требованиям. Сейчас же являются действующими только наднациональные евразийские требования, которые одинаковы для Казахстана, России, Кыргызстана, Армении и Беларуси. То есть, это такая интеграция на регуляторном уровне, предусматривающая к 2025 году создание полноценно функционирующего евразийского фармацевтического рынка.

Пандемия показала, что для каждой страны все-таки важна национальная лекарственная безопасность. Своя фармотрасль в критический момент поможет не оставить пациентов без медикаментов. Любая интеграция хороша, когда она идет не в ущерб национальным интересам. В данном случае производитель при выборе страны для выхода на евразийский рынок, скорее всего, предпочтет не малые страны, а, например, Россию. И только затем препарат попадет в остальные страны. Но это пока что лишь опасения.

С другой стороны, мы понимаем и видим, что евразийское регулирование повышает стандарты. Это говорит о том, что государство движется по пути гармонизации требований к качеству, эффективности и безопасности, потому что заботится о населении и так как это потенциально открывает возможности экспорта в страны в высокими регуляторными стандартами, например, Европа. Мы «за» увеличение этих требований, так как уже давно работаем в рамках европейской группы компаний с соответствующими требованиями, мы целенаправленно работаем в этом направлении.

- Как строится ценообразование препаратов SANTO? Есть ли разница в стоимости лекарственных средств, например, в Узбекистане и Казахстане, и от чего это зависит?

Ирина Чублукова:

- Компания SANTO производит доступную, но в то же время качественную фармпродукцию. Когда мы устанавливаем цены, то, конечно, ориентируемся на платежеспособность населения. Если взглянуть на рейтинги лидирующих зарубежных компаний-производителей, работающих в Казахстане и Узбекистане, то можно заметить, что это будут разные компании. В Казахстане лидируют производители дорогостоящих инновационных препаратов, поставляющих лекарственные средства в государственные закупки. В Узбекистане картина иная, лидируют компании, поставляющие препараты в аптеки для населения, исходя из чего и регулируются цены.

- У вас около 15 лет опыта работы в фарминдустрии стран Центральной Азии. На ваш взгляд, в чем отличия фармрынков Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана?

Ижи Урбанец:

- Разница заключается в уровне развития фармрынка в каждой стране, в том, какие суммы государство инвестирует в развитие отрасли, расходах на лекобеспечение на душу населения и платежеспособности населения.

- SANTO называют одним из лидеров на рынке Казахстана. Какой объем составили продажи компании в прошлом году и 'njv? Можно ли говорить о положительной динамике в этом направлении?

Ижи Урбанец:

- Наша компания – лидер на рынке Казахстана, согласно рейтингу IQVIA на основе аудита продаж, на октябрь 2021 года оборот нашей компании за 12 месяцев составил более 43 млрд тенге (в ценах IQVIA), прирост в сравнении с прошлым годом составил в 8.2%. Компания стремится попасть в топ-5 лидеров на фармрынке Узбекистана. Для достижения цели необходимо много работать и увеличивать портфель лекарственных средств в стране, но я уверен, что мы справимся.

- Как вы считаете, что поможет компании SANTO выдержать конкуренцию на рынке Узбекистана?

Ирина Чублукова:

- У нас большие планы на Узбекистан по расширению присутствия здесь не только через импорт, но и партнерство в национальной экономике. Компания должна не просто импортировать, а создавать ценность на территории страны через локализацию, всевозможное партнерство, социальную активность и предоставление тех препаратов, в которых нуждается население.

Также стоит отметить, что, когда стандарты GMP в Узбекистане станут обязательными, скорее всего, не все текущие фарм предприятия смогут продолжить свое существование, так как для этого необходимо пройти GMP-инспекцию и получить GMP-сертификат.

Узбекистан поднимает планку вхождения на рынок, что, конечно же, очень хорошо. К нему допускаются только производители, поставляющие качественные лекарственные средства. Нас это радует, так как мы будем в среде, где конкурируют между собой только добропорядочные поставщики.