$
 12848.38
27.91
 13512.64
42.17
 120.07
-2.19
weather
+26
Вечером   +14°

Стратегически мыслящее государство всегда поддерживает собственный автопром — мнение эксперта

-

«Сложно прогнозировать, что ждет мировой авторынок в нынешнем году из-за сложившейся геополитической ситуации, но ясно одно — государства будут максимально поддерживать собственный автопром», — уверен Павел Блюдёнов — российский журналист, автоэксперт и до недавнего времени — ведущий программы «АвтоВести» на телеканале «Россия 2». С его точкой зрения мы бы и хотели сегодня ознакомить наших читателей.

Только-только весь мир начал отходить от пандемии коронавируса, восстанавливать производство и логистические цепочки, как начался российско-украинский конфликт и мировой автопром снова тряхнуло. Вновь нарушены маршруты поставок и планы производителей, ведь часть предприятий многих автоконцернов и их поставщиков была сосредоточена на Украине. 

В этой стране выпускали в основном жгуты, проводку и немного акустики. Можно подумать, что это не самые важные элементы в современном автомобиле, но без них машину не собрать. А использовались эти компоненты на многих заводах и быстро найти другого поставщика сейчас не предоставляется возможным. Эта проблема напрямую коснулась таких европейских гигантов, как BMW, Porsche, Volkswagen Group и многих других. В целом спрос на машины растет, потому что он был отложенным, но вот именно производство автомобилей представляет собой проблему. 

В России новых автомобилей на рынке сейчас практически нет. Большая часть концернов приостановила свои поставки в РФ, соответственно, новые машины не завозятся, а те, что есть на складах, реализуются по самым непредсказуемым и, как правило, заоблачным ценам. Если до событий на Украине стоимость автомобиля в некоторых случаях увеличивалась на 100%, то сейчас рост цифр на ценниках стал и вовсе неконтролируемый. 

Примечательно, что и на вторичном рынке машины очень сильно выросли в цене. Но в силу своих природных особенностей вторичный рынок откликается на изменения ситуации, во-первых, с определенной задержкой, а во-вторых, на нем мы видим цены продавца. То есть ту стоимость, за которую хотят продать автомобиль, а не ту, за которую его в итоге продают. Реальность, как правило, сильно расходится с представлениями продавцов.

Поэтому сегодня, что вполне естественно, потенциальные автовладельцы, если и приобретают машину, то, как правило, б/у. Но чаще всего сегодняшний покупатель вообще ничего не приобретает, предпочитая сэкономить деньги и отложить покупку насовсем или поставить ее на паузу. Уж слишком непредсказуемым становится завтрашний день. А потому приученный к осторожности покупатель решает сначала сориентироваться в происходящих переменах, прежде чем потратить значительную сумму на любую новую или даже подержанную машину.

Если в мире сейчас в основном трудности с нарушением логистических поставок, то в России на первое место вышли репутационные риски и проблемы с производством. Многие автомобильные бренды ушли, а активно работать в стране продолжают, в основном, корейские и китайские концерны. Но при этом и они максимально стараются «не отсвечивать», не выпячивать свое продолжающееся сотрудничество с Россией. Оно и понятно, ведь как только кто-то из автопроизводителей и продавцов заявляет о том, что продолжает работу в РФ, так тут же начинает сталкиваться с репутационными рисками. И масштаб этих рисков таков, что зачастую автокомпании приходится менять свое решение не в пользу России.

Среди бывших советских республик в последние годы особое внимание автомобилестроителей привлекает к себе Узбекистан. Это единственная постсоветская страна в Центральной Азии, в которой налажено производство автомобилей по полному циклу – со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Естественно, что в такой ситуации правительство заботится, прежде всего, об интересах своей страны, своих автолюбителей и о своем национальном автопроизводителе, и это правильно. Государству, которое мыслит стратегически, выгодно поддерживать собственное производство, потому что оно объективно работает на благополучие страны и её граждан. Конечно, всегда и в любой стране есть «горячие головы», которые предлагают радикальные решения, направленные зачастую к их личной выгоде. Доходит до того, что кое-кто предлагает стране закрыть собственное производство, но зато обнулить пошлины на ввоз автомобилей и завозить в страну импорт. 

Во-первых, страна мгновенно превратится в автомобильную помойку. Именно это и случилось в России, когда после распада Советского Союза в страну повезли на перепродажу всё, что могло передвигаться на четырёх колёсах. Увы, ведь основным фактором при такого рода условиях становятся не технические характеристики автомобиля, не его безопасность или соответствие современным экологическим нормам, а лишь одно – минимальная цена. 

Во-вторых, если все закрыть и ввозить импорт, что будут делать люди, как и где они смогут зарабатывать деньги? В этой связи нужно отметить, что на предприятиях группы UzAuto лишь напрямую занято более 27 тысяч человек – это один из крупнейших работодателей страны.

«Поддержка «своих производителей» — обычная мировая практика, — считает эксперт. — В России всё тоже самое — в приоритете развитие отечественного автопрома, а работа импортных конкурентов регулируется налогами, квотами, пошлинами и другими законными инструментами. Если взять Европу, то в ней почти нет «китайцев» — известно, что у них практически все дешевле, а европейскому автопрому не нужна излишняя конкуренция, которая поставит под вопрос рабочие места множества людей, работающих на производствах автопрома. В США действуют пошлины на сталь и другие российские товары и материалы — это тоже сделано для поддержки местного производителя. Так что с точки стратегического развития — это нормальная ситуация. Другое дело — монополия, которая создает перегибы по ценам и приводит к тому, что производителю не нужно «бегать» за покупателем, поскольку у последнего просто нет выбора».


Партнерский материал