$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Принципы равенства и справедливости: что предлагают изменить в работе судебной системы по проекту Конституции

суд

В проект Конституции предлагают внести изменения, связанные с реформированием судебной системы. Недавно в Верховном суде сменился председатель, им стал Бахтиёр Исламов, по представлению президента в состав Конституционного суда внесли кандидатуры шестерых судей. Однако это не все перемены. Как именно планируется расширить действующие статьи Основного закона, на чем будет сделан акцент и как от этого может изменить судебная сфера? На эти и другие вопросы отвечает профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук Омон Мухамеджанов.

Какие изменения в судебной системе Узбекистана вы бы отметили как одни из значимых за последние годы?

– Судебная власть играет решающую роль в обеспечении правосудия. В Узбекистане идет процесс реформирования, целью которого служит обеспечение защиты прав и свобод человека, верховенства закона. Для обеспечения независимости судов был создан Высший совет судей. Также были объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд и усовершенствована деятельность Верховного суда. Впервые был установлен пятилетний, а затем десятилетний срок и бессрочный периоды пребывания в должности судьи. Полномочия судов по самостоятельному решению их финансовых, материально-технических вопросов из органов юстиции были переданы Верховному суду. Был упразднен институт возвращения уголовных дел на дополнительное расследование. Строго установлено, что вина лица в совершении преступления должна основываться исключительно на тех доказательствах, которые были подтверждены в ходе судебного разбирательства. Пытки, психологическое, физическое давление и другие виды насилия были строго запрещены.

Для обеспечения прав человека при рассмотрении дел в суде и реализации принципа состязательности сторон в судах по уголовным делам был введен институт предварительного слушания. Кроме того, пересмотрен и введен механизм отбора кандидатов в судьи на конкурсной основе. Впервые налажена практика онлайн-освещения экзаменационных процессов по отбору кандидатов на должность судьи, а также была упразднена надзорная инстанция в уголовном судопроизводстве. В судебной системе введен принцип «Один суд – одна инстанция» путем отмены излишних судебных ступеней. Кроме того, сейчас в судах действует система электронного судопроизводства, которая позволяет дистанционно рассматривать судебные дела. Для эффективной правоприменительной практики ввели аудио- и видеофиксацию. Эти и другие изменения во многом повлияли на работу сферы судопроизводства.

В проекте Конституции предложено расширить действие статьи 44, где идет речь о судебной системе. Как это может повлиять на сферу в целом?

– Прежде всего стоит отметить, что реализация права на судебную защиту гарантируется государством. Защита прав, свобод и законных интересов человека – один из значимых приоритетов государственной политики. В этом плане судебная ветвь власти выступает одним из важных и значимых элементом, задачи которой заключаются в обеспечении законности и справедливости в обществе.

В действующей Конституции нашей страны также отражены эти нормы. В предлагаемом проекте, в частности, статье 44 остается пункт, согласно которому каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Однако наряду с этим добавляется еще и слово «бездействие» по отношению к госорганам, организациям и должностным лицам, что также возможно в практике.

На уровне Основного закона закреплено, что Узбекистан – правовое государство. С этой точки зрения соблюдение прав и свобод человека и гражданина – важная задача, которая стоит перед всеми звеньями государственной системы, и, конечно, перед специалистами сферы судопроизводства.

Замечу, что в соответствии со статьей 43 проекта Конституции в новой редакции закреплено, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства. Также говорится, что каждое лицо вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Говоря о праве на судебную защиту, каким образом гражданин может в полной мере его реализовать?

– В этом случае идет речь о защите своих интересов не запрещенными законом способами. В частности, человек имеет право на обжалование в суде решений и действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, сохраняется возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В статье 44 все эти действия также находят отражение.

На ваш взгляд, насколько актуально и важно закреплять права на рассмотрение дела в судах на основе принципов равенства, состязательности и справедливости?

– Думаю, это в полной мере соответствует Всеобщей декларации прав человека и нашей Конституции. Кроме того, важно, что гражданин имеет право обратиться за защитой в суд по любому вопросу, когда речь идет о нарушении его законных интересов. Считаю, что эта статья закрепляет положение о защите судом конституционных прав и свобод, будь то личные, политические, экономические, социальные и культурные права граждан. Это свидетельствует, что Конс­титуция выполняет роль гаранта в обеспечении правовой базы взаимоотношений человека, общества, государства.