$
 12829.07
-15.14
 13344.80
-163.46
 124.91
-2.44
weather
+26
Вечером   +14°

Послание 2022 года – очередной шаг на пути реформирования страны

флаг

Мировая конституционно-правовая практика института посланий глав государств парламенту имеет более 200-летнюю историю. У каждой страны есть свои особенности, но вместе с тем и схожие черты подобных обращений.

Так, в США эту традицию установил Дж. Вашингтон с 1790 года. На этапе формирования этого института такая речь называлась «ежегодное послание». Согласно Конституции США «президент периодически представляет Конгрессу сведения о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными».

Эти сведения содержат информацию о приоритетных направлениях политики на ближайший год и оформляются посланиями. В США существует три их вида: экономические, по бюджету и о положении в стране. Согласно Конституции Франции они подразделяются на два типа – обращенные парламенту и те, в которых сообщает населению страны об угрозах и принимаемых мерах борьбы с ними. В Мексике послание представляет собой доклад главы государства парламенту, содержащий законодательную программу на следующий год и оценку состояния страны в целом. Несмотря на различия есть и общие черты.

Институт посланий в современных условиях является важнейшим связующим звеном между главой страны и парламентом и занимает особое место в процессе построения демократического правового государства. Таким образом, президентские послания - политико-правовые документы, которые в первую очередь содержат позиции по основным направлениям развития конституционного строя, взаимоотношений с другими странами и законодательной деятельности парламента.

Первое в истории Узбекистана послание президента палатам парламента состоялось 22 декабря 2017 года. 2018 год был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. По предложению президента, 2019-й провозглашен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития, 2020-й – Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Третье по счету послание президента Олий Мажлису прозвучало 24 января 2020-го и тогда 2021-й был объявлен Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Название и приоритеты этого года президент объявил 31 декабря 2022 – в Год обеспечения интересов человека и укрепления махалли.

Озвученное на днях послание президента Олий Мажлису и народу стало важным документом, определяющим стратегическую основу развития нашей страны в ближайшем будущем.

Ежегодное послание – правовой документ, где определяются важнейшие направления развития государства и общества, страны в целом. Послание представляет собой ежегодное публичное обращение главы государства к парламенту, в котором дается оценка положения дел в стране и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Оно является ключевым документом стратегического планирования, основой для определения важнейших целей и приоритетов социально-экономического развития в наступающем году.

С точки зрения права ежегодные послания носят рекомендательный характер, поскольку не являются юридическими актами, но следует признать, что озвученные в последние годы послания содержали серьезные законодательные инициативы, и даже кардинальные решения общегосударственного значения. Не стало исключением и послание 2022 года.

В последние годы Узбекистан проводит успешные рыночные реформы, экономическую трансформацию и модернизацию, активно внедряя информационные технологии и ускоряя интеграцию в мировую экономику. Теперь, как отметил Шавкат Мирзиёев, настало время серьезно заняться административной реформой, оптимизировать государственный аппарат, адаптировав его к вызовам и требованиям современного мира.

Анализ послания президента показывает ясные стратегические цели: «изменить и систему управления, и законодательство, и наше общество». Именно поэтому предложено перейти к компактной и эффективной системе государственного управления.

Следует отметить широкую социальную базу намечаемых задач и изменений в механизме государства – глава государства прямо говорит: «чтобы наметить конкретные планы на следующий год, мы глубоко изучили мнения наших граждан по каждому направлению и рассмотрели около 20 тысяч предложений».

Отмечено, что настало время перейти от так называемого «ручного» управления к системному, нацеленному на конкретный результат. Надо открыто признать, что в настоящее время в государственном аппарате много дублирования, штат раздут, высока централизованность.

В результате сегодня на поиск решений сложных проблем расходуется слишком много времени, сил и ресурсов. В связи с этим количество министерств и ведомств сокращается с нынешних 61 до 28. Теперь каждое министерство будет отвечать за реализацию государственной политики в соответствующей сфере, осуществлять руководство комитетами, агентствами и инспекциями в своей отрасли. Будет поэтапно сокращена на 30-35 процентов численность государственных служащих, а сэкономленные средства направлены на решение социальных вопросов.

В качестве следующего направления в послании указана задача формирования на практике социального государства, нацеленного на создание людям равных возможностей для реализации их потенциала и необходимых условий для их достойной жизни и сокращения бедности. Исходя из этого поставлена задача повышения качества школьного образования и авторитета учителей в обществе, улучшение условий их труда и жизни.

Это обуславливает также необходимость создания и практического претворения в жизнь концепции единой системы юридического образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям модернизации страны. Она должна быть направлена на обновление содержания и структуры юридического образования с учетом сложившихся традиций, современного отечественного и зарубежного опыта, на обеспечение единства теоретического и практического обучения будущих юристов, совершенствование государственно-общественного управления системой юридического образования, на повышение его качества.

Третьим направлением указана работа по утверждению справедливости в судебно-правовой системе. По четвертому направлению намечены задачи по решению проблем в сфере экологии, таких, как нехватка водных ресурсов, усиление охраны природных ресурсов и недр.

Пятое направление включает меры по внедрению механизмов свободного рынка, обеспечению здоровой конкуренции и неприкосновенности частной собственности, поддержке предпринимательства. Здесь поставлена задача повысить эффективность деятельности контролирующих, лицензирующих и разрешительных органов, их серьезного критического пересмотра. Кроме того, запланировано во всех государственных органах внедрить систему оценки качества оказания услуг предпринимателям.

По шестому направлению поставлена задача улучшить условия для роста частных местных и иностранных инвестиций в экономику. Несмотря на то, что за последние шесть лет удалось увеличить приток инвестиций до уровня, превышающего 30 процентов ВВП, этого сейчас недостаточно. В следующем году намечено привлечь около 30 миллиардов долларов инвестиций, из которых 25 миллиардов долларов – частные инвестиции. Также планируется запустить свыше 300 проектов общей стоимостью 8 миллиардов долларов, начнем реализацию еще 40 новых крупных проектов.

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук