$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Поправки в Конституцию как констатация позитивных результатов нового курса развития страны

флаги

Новая эпоха в историческом развитии Республики Узбекистан, начавшаяся со второй половине 2016 года, ознаменовалась целым рядом масштабных изменений во внутренней и внешней политике. Под принципиально новые задачи реформирования страны произошло переосмысление всех базовых концептов, которые ранее служили руководством для принятия стратегических решений.

Одним из важнейших достижений этого процесса стало обозначение Центральной Азии как ключевого приоритета узбекской внешней политики. По прошествии семи лет политики реформ и открытости уже можно довольно уверенно констатировать, что центральноазиатская стратегия Узбекистана приобрела несколько новых измерений, при этом демонстрируя целостный и одновременно динамичный и проактивный характер.

Прежде всего, произошло качественное изменение отношений на двустороннем уровне со странами ЦА. Особенно заметный прорыв был отмечен в отношениях Узбекистана с Таджикистаном и Кыргызстаном, которые ранее оставляли желать лучшего. Индикатором изменений может служить двустороння торговля.

Феноменальный рост был достигнут в торговле с Таджикистаном. В период 2013-2015 гг. ее объем колебался в диапазоне от 12 до 13 млн долларов, что дало экспертам основание говорить о фактическом отсутствии серьезных торговых отношений. Однако после 2016 года на фоне политического сближения двух стран товарооборот пошел резко в гору и по итогам 2021 года составил 604,5 млн долларов. Ожидается, что по итогам 2022 года он выйдет на новый рекордный показатель, что дает надежду на 23-процентный рост в период с января по июнь по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Учитывая данные показатели, официальные лица Узбекистана и Таджикистана уже обсуждают возможность увеличения товарооборота до 1 млрд долларов.

Аналогичная динамика зафиксирована в торговле с Кыргызстаном. За период 2016-2020 гг. узбекско-кыргызский товарооборот вырос в 3,5 раза до 903 млн долларов. В 2021 году он немного не дотянул до заветной планки в 1 млрд долларов, остановившись на показателе 952,6 млн долларов. Стороны обсуждают сегодня перспективы выхода на 2 млрд долларов в обозримом будущем. Кроме того, продолжился рост товарооборота с Казахстаном и Туркменистаном, который в 2021 году достиг 3,91 млрд долларов и 881,9 млн долларов соответственно. Здесь также фиксируется многообещающая динамика – рост почти на 10% по итогам первого полугодия текущего года с каждой из этих стран.

Конечно, товарооборот не является единственным индикатором положительного изменения климата в отношениях Узбекистана со странами Центральной Азии. Изменения отмечаются во всех областях сотрудничества — сфере безопасности, культурно-гуманитарного партнерства, демаркации и делимитации границ, туристического обмена, в транспортно-коммуникационной сфере.

После начала реформ Узбекистан приложил значительные дипломатические усилия для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в совместное взаимодействие и диалог стран Центральной Азии на общерегиональном уровне. Возможность для этого создало воплощение инициативы Шавката Миризёева о проведении Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Этот формат можно считать вторым измерением в центральноазиатской политике Узбекистана. С 2018 года состоялось уже четыре подобные встречи в Нур-Султане, Ташкенте, Туркменбаши и Чолпон-Ате.   

Основная ценность консультативных встреч состоит в том, что страны региона не только обсуждают наиболее актуальные проблемы и вызовы, но и намечают перспективные направления многостороннего сотрудничества. Очевидно, что формат многостороннего сотрудничества в сравнении с двусторонними отношениями открывает более широкий диапазон возможностей для реализации сложных и масштабных проектов в области формирования производственных цепочек, схем поставок, транспортных коридоров, управления миграцией трудовой силы, генерации и обмена идей.

Также на многостороннем уровне можно более эффективно решать вопросы трансформации вызовов в драйвер экономического и интеллектуального роста. К примеру, водные и экологические проблемы затрагивают все без исключения страны Центральной Азии, и решить их можно лишь вместе, в том числе и посредством совместного перехода к инновационным промышленным и сельскохозяйственным технологиям и методам, а также зеленым источникам энергии, которые могут стать генераторами качественно нового типа экономического роста.

Для Узбекистана ценность формата многостороннего общерегионального сотрудничества очевидна, поскольку он добавит дополнительные стимулы для роста узбекской экономики и увеличит объемы экспортно-импортных операций на рынках, находящихся в непосредственной транспортной близости от нее. В 2021 году Центральная Азия с показателем в 15,1% уже находилась на третьем месте среди крупнейших торговых направлений Узбекистана после России и Китая, на которых пришлось 17,9% и 17,7% от всего объема внешней торговли страны соответственно. Не вызывает сомнений, что если экономическое сотрудничество Узбекистана со странами ЦА будет и дальше поступательно развиваться на двустороннем и многостороннем уровне, то торговля с регионом догонит по своим объемами стоимости торговлю с Россией и КНР.

Третьим измерением в центральноазиатском векторе внешней политики Узбекистана стало развитие диалога и сотрудничества со странами региона в рамках различных многосторонних международных структур и форматов с участием внерегиональных стран. В дополнение к традиционным форматам, таким как ООН, СНГ и ШОС, Узбекистан с недавних пор активно сотрудничает со своими соседями на целом ряде новых площадок.

Прежде всего, это относится к формату «С5+1» с участием глав внешнеполитических ведомств. Наиболее известным форматом подобного типа являются регулярные встречи пяти государств Центральной Азии с США, стартовавшие в Самарканде в 2015 году. В последние годы аналогичные форматы были созданы с Россией, Китаем и Индией. Для Узбекистана и стран ЦА важность формата «С5+1» заключается в том, что он позволяет привлекать потенциал развитой внешней державы, которая может оказать различного рода финансовую, технологическую и экспертную поддержку проектам, имеющих практическую значимость для всего региона.

Примером могут служить следующие проекты, по которым работают США и страны ЦА совместно с Агентством США по международному развитию (USAID): повышение конкурентоспособности бизнеса в Центральной Азии, развитие транспортных коридоров, переход к низким выбросам и передовым энергетическим решениям, определение экологических рисков, управление водными ресурсами.

Можно отметить работу Узбекистана со своими партнерами из Центральной Азии – Казахстаном и Кыргызстаном в рамках Организации тюркских государств, в которой состоят также Азербайджан и Турция, а Венгрия и Туркменистан обладают статусом наблюдателя. В организации идет активный диалог по направлениям, которые имеют значимость для долгосрочных целей развития Узбекистана, в числе которых расширение сотрудничества в торговой, инвестиционной и транспортно-коммуникационной сферах, зеленая экономика и цифровые технологии.

Сотрудничество со странами Центральной Азии в лице Казахстана и Кыргызстана ведется Узбекистаном на площадке Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), наблюдателем в котором наша страна стала в 2020 году. Целью сотрудничества является устранение барьеров и препятствий в торговых отношениях, совместное формирование новых рынков.

И, наконец, четвертое измерение центральноазиатской политики Узбекистана - это открытие новых горизонтов сотрудничества, дивиденды от которых в будущем должны получить все страны Центральной Азии. Наиболее ярко оно прослеживается в инициативах и мерах по стабилизации и восстановлению Афганистана, а также наведению прочных мостов сотрудничества между Центральной и Южной Азией. Посредством этих инициатив Узбекистан закладывает основы для выхода всего региона ЦА на Южноазиатский рынок, представляющий собой один из наиболее бурно развивающихся рынков мира. Началом данного процесса можно считать состоявшуюся в Ташкенте в 2021 году международную конференцию «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что сутью современной политики Узбекистана в Центральной Азии является поддержание устойчивой динамики прогресса и креативности по всем ее четырем измерениям. Они же в свою очередь основываются на таких фундаментальных принципах узбекской внешнеполитической философии, реализуемой с 2016 года, как миролюбие, открытость, дружественное отношение между странами, уважение суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности субъектов международных отношений, неприменение силы или угрозы силы, мирное урегулирование споров. То, что для политики Узбекистана эти принципы носят не декларативный, а сущностный характер, свидетельствует предложение о закреплении их в Статье 17 Конституции. Как показывает практика последних семи лет, новый курс Узбекистана приносит свои позитивные результаты, которые ощущает, как он сам, так и его региональные партнеры, что в свою очередь цементирует сотрудничество стран ЦА и добавляет им стимулов для совместного поиска перспективных направлений развития.

Рустам Махмудов

Доцент Университета мировой экономики и дипломатии