$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Как в поправках в Конституцию отражен принцип разделения власти на местах?

-

Важным вопросом реформирования системы государственного управления является разделение полномочий между хокимами и местными кенгашами народных депутатов. В проекте Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан" предусмотрено разделить полномочия хокима как главы исполнительной власти на местах и председателя Кенгашей народных депутатов.

В статьях 99,100,101 проекта Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан" нашло отражение отделение полномочий Председателя Кенгаша народных депутатов и хокима.

Так, например, в статье 99 проекта изложено, что хоким возглавляет исполнительную власть на местах, а председатель Кенгаша народных депутатов будет главой представительной власти. Это предложение является демократичным и обсуждается уже несколько лет.

Введение этого положения даст возможность реализовать сразу несколько демократических принципов. Отметим, что, государственная власть в Узбекистане основывается на разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Парламент страны принимает законы, контролирует их исполнение. Кабинет Министров исполняет законы, обеспечивает меры по реализации Стратегии государства, судебная система призвана обеспечить справедловость. Все три ветви выполняют свои функции.

На основе конституционного принципа работает механизм сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Во-первых, принцип разделения властей играет роль одного из самых важных инструментов в недопущении монополизации государственной власти.

Во-вторых, разделение власти ведет к необходимости разделения полномочий, т.е. распределению властных полномочий и балансированию между различными ветвями государственных органов.

В-третьих, все три ветви власти должны сдерживать и контролировать друг друга, что достигается путем совершенствования механизма «сдержек и противовесов» между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти в современном государстве.

В-четвертых, разделение властей не означает, что оно противоречит единству государственной власти. Одна из основных целей в демократическом государстве – избежать подавления личности, обеспечение прав и свобод человека. Именно в соответствии с принципом разделение власти и механизма сдержек и противовесов премьер-министр Республики Узбекистан представляет ежегодный отчет перед Парламентом о социально-экономическом развитии страны.

Для того чтобы принятые решения выполнялись быстро, хоким управлял городом, районом, областью на принципе единоначалия, он же является председателем Кенгаша народных депутатов. Но, к сожалению, это привело к концентрации всей власти у хокима и это негативно воспринималось населением. В настоящее время гражданское общество активизировалось, возросла правовая и политическая культура граждан и поэтому пришло время ограничить власть хокима правом.

В статье 100 проекта четко и ясно обозначены полномочия кенгашей народных депутатов, в том числе такие как утверждение хокима и его заместителей в должности, заслушивание отчетов об их деятельности; утверждение решений хокима в случаях, предусмотренных законом; заслушивание отчетов соответствующих прокуроров, руководителей органов внутренних дел, юстиции и других подразделений органов государственного управления; отмена не соответствующих законодательству Республики Узбекистан решений хокима и нижестоящего Кенгаша народных депутатов. Хоким будет главой исполнительной власти на местах, он по-прежнему будет выполнять функции исполнительной власти и оперативно реализовывать законы на данной территории, решения правительства и президента.

А вот председателем Кенгаша народных депутатов станет другое лицо, фактически он будет возглавлять представительную власть на местах. Хоким периодически должен отчитываться перед Кенгашем народных депутатов. Депутаты могут приглашать хокима и задавать вопросы, которые являются проблемными и поднимают избиратели, хоким должен оперативно реагировать и решать, возникшие проблемы.

Таким образом, будет работать система сдержек и противовесов на местах, принцип ограничения власти правом, а также будет устранено единоначалие. В проекте четко сформулированы полномочия хокима и Кенгаша народных депутатов и этим самым выполняется принцип «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Сурайё Адилходжаева

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Университета мировой экономики и дипломатии