$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Опыт ТГЮУ: как в юридическом университете изменилась система обучения

тгюу

16 июня под председательством президента состоялось видеоселекторное совещание, посвященное реформам в системе высшего образования и подготовке к приему в вузы на следующий учебный год, на котором определены приоритетным задачам в этом направлении. Глава государства обозначил четыре приоритетные задачи, которые определили реформирование таких важных направлений как изменение образовательного процесса, решение проблемы обеспечения студентов общежитиями, учебниками и литературой, развитие науки.

Реформирование образовательного процесса – одна из важнейших задач дальнейшего развития страны. Президент отметил, что он в вузах ведется по стандартам, утвержденным в 2001 году, но за это время международные нормы были пересмотрены и приняты заново. Поэтому возникла необходимость приведения государственных образовательных стандартов в соответствие с международными, а также перевести учебный процесс в вузах на кредитно-модульную систему.

Так, в Ташкентском государственном юридическом университете с 2013 года введена именно эта система. Стоит отметить, что роль юридической науки и образования в современном развитии страны чрезвычайно важна. От их уровня зависит реализация перспективных задач – осуществление правовой реформы, создание эффективной правовой системы и гражданского общества, повышение качества законотворческой и правоприменительной деятельности.

Совершенствование системы высшего образования в Узбекистане направлено на обеспечение необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов. В настоящее время развитые страны при подборе кадров руководствуются положениями Болонской декларации. Присоединение нашей страны к этому международному документу позволит развивать национальную систему высшего образования, в том числе и юридического, во взаимосвязи с мировой практикой, повысить качество подготовки кадров.

Однако чтобы вступить в Болонское содружество и стать ее полноправным членом, государству необходимо провести определенные преобразования в системе высшего образования и науки, тем самым достичь гармоничного сочетания зарубежных нововведений и лучших традиций нашей системы.

Какие требования Болонского процесса возможно применить в системе высшего образования и какие положения уже нашли применение?

Это принятие понятных градаций дипломов, степеней и квалификаций, а также:

  • введение двухступенчатой структуры высшего образования;
  • введение взаимно признанной на европейском пространстве учебной степени доктора философии;
  • использование единственной системы кредитных единиц (системы ECTS — European Community Course Credit Transfer System), которую еще называют системой кредитных единиц, системой кредитных зачетов, системой кредитных уровней, системой зачетных единиц;
  • введение унифицированных и взаимно признанных на европейском пространстве приложения к диплому;
  • устранение имеющихся препятствий для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и руководителей высшей школы.

Приведение учебного процесса в соответствие в требованиями кредитно-модульной системы в Ташкентском государственном юридическом университете позволило выявить определенные плюсы и минусы этой системы.

За и против

К преимуществам можно отнести возможность студентов, магистрантов продолжать обучение в вузах других странах, а также трудоустраиваться, в том числе и в других государствах благодаря стандартизации дипломов. Стоит отметить и изучение студентами предметов по их выбору, необходимость подготовки к занятиям на протяжении всего семестра, а не только в период экзаменационной сессии.

Это можно продемонстрировать на примере работы кафедры «Гражданское право» ТГЮУ, на которой модуль одноименного предмета проводится для студентов вторых курсов всех направлений обучения по специальностям «Юриспруденция» — «Гражданское и бизнес право», «Международное и сравнительное право», «Уголовно-правовая деятельность», «Государственно-правовая деятельность.

Я, как руководитель модуля предмета «Гражданское право», разработала силлабус (учебную программу) курса, подготовила контент, состоящий из текста лекций, логических вопросов, казусов, тестов, презентаций. Во время пандемии занятия проводились онлайн, и дополнительно были записаны видеоролики по всем темам курса. Материалы контента и видеоролики также представлены на платформу distant.uz. Студенты могут воспользоваться ими в любой момент.

Применение этого опыта в период обучения в юридическом университете в условиях пандемии коронавируса показало положительный результат.

Курс «Гражданское право» направлен на изучение теоретических и практических вопросов гражданского права, знание международного и национального законодательства. Модуль проводится в виде лекции, семинаров, заключается в выполнении письменных заданий, подготовке презентаций. Он идет на узбекском, русском и английском языках. По этому предмету согласно рабочему плану и силлабусу курса предусмотрено 10 кредитов ECTS, что составляет 100 аудиторных часов. Учебный курс организован на основе сочетания индивидуальных и командных форм обучения, направлен на развитие теоретических и практических навыков студентов.

Применение кредитно-модульной системы стимулирует студентов к активной и постоянной работе во время семестра

Это проявляется в выполнении заданий разнообразной формы – написании эссе по определенным вопросам, работе над рефератами по отдельным темам, рассмотрении логических вопросов и решении казусов (кейсов).

Кредитно-модульная система более объективная при оценивании знаний, и дает возможность уменьшить субъективный фактор. В частности, при проверке промежуточных и итоговых контрольных преподаватель не знает фамилий и имен студентов, так как все задания загружаются через дистанционную систему. Каждому присваивается шифр, и, проверяя работу, педагог объективно и бесстрастно оценивает ее.

Закрепить и применить полученные знания на практике студенты могут и в рамках юридической клиники при Ташкентском государственном юридическом университете, оказывая очные и заочные бесплатные консультации обратившимся по различным вопросам, в том числе и гражданско-правовым.

В качестве куратора у меня есть возможность видеть, как студенты там могут использовать полученные теоретические знания при решении реальных вопросов, предоставляя грамотные и аргументированные ответы и рекомендации.

Расширенное рассмотрение вопросов гражданского права происходит и в рамках работы научного кружка «Нихол», организованного преподавателями кафедры «Гражданское право» Ташкентского государственного юридического университета.

Недостатки применения кредитно-модульной системы, рекомендованной Болонским процессом состоят в следующем:

  • это невозможность практически реализовать принцип мобильности;
  • отсутствие фактической возможности осуществления студентами свободного выбора предметов;
  • уменьшение доступности образования из-за его подорожания;
  • большой уровень формальности процесса оценивания знаний;
  • существенное увеличение нагрузки на преподавателя.

Определенные недостатки кредитно-модульная система имеет и для обучающихся. В условиях ее применения и при большом количестве студентов в группе создать всем им равные возможности для достижения необходимых баллов бывает тяжело. Баллы, которые студент получил за семестр, не всегда отображают качество его знаний, а просто свидетельствуют об активности на занятиях.

Ориентиры построения учебного процесса

В Болонской декларации сформулированы три необходимых и достаточных принципа, предоставляющих определенную возможность для молодежи. Это мобильность членов образовательного пространства, и в первую очередь студентов; привлекательность образовательных услуг; возможность трудоустройства. Объединяет эти три принципа то, что они выходят за рамки системы образования и являются прерогативой государства.

Для Узбекистана присоединение к Болонской декларации, введение кредитно-модульной системы определены как ориентиры построения учебного процесса. Процесс модернизации системы высшего образования – это и обсуждаемая новая редакция Закона «Об образовании» и ряд нормативных актов – имеет некоторые общие признаки с Болонским процессом, как, например, введение многоступенчатой ​​системы образования, но по большинству направлений ему не отвечает.

Поэтому в указе президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» сказано о необходимости внедрения передовых стандартов высшего образования, которые предусматривают в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта.

Особое внимание как одному из направлений высшего образования уделено дальнейшему развитию высшего юридического образования. В указе президента «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан» определены приоритетные направления дальнейшего развития юридического образования и правовой науки, в частности, это обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта и потребностей рынка труда.

Модернизация и повышение качества высшего юридического образования в современных условиях является государственной политикой в сфере образования, которая должна осуществляться совместными усилиями с учетом современных требований по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) к юридической профессии, общественно-значимых потребностей, а также отечественного и зарубежного образовательного опыта.

Доцент кафедры «Гражданское право» Ташкентского государственного юридического университета

Лейла Бурханова