$
 12749.75
7.99
 14142.02
106.97
 140.25
0.4
weather
+26
Вечером   +14°

Когда закончится нехватка школ: классы с 40 учениками и обучение в 2–3 смены

obrazovaniye

Ранним утром миллионы детей с желанием получать знания отправляются в школы. Особенно на лицах первоклассников можно заметить волнение, ведь школа для них — это новое, интересное и совершенно иное. В то же время это ответственный период, когда для нового поколения создаются возможности получить качественное образование и приобрести полезные знания за 11 лет учебы.

Однако на протяжении многих лет в школах, где учатся ученики и работают учителя, существует множество проблем. Уроки проходят в две-три смены, не хватает ученических мест, а если места есть, то не хватает учителей. Если есть учителя, то нагрузка на них слишком велика. Школы в плачевном состоянии и нуждаются в ремонте. И если перейти от пустых слов к цифрам, ситуация становится еще более ясной.

Более 1 миллиона учеников не хватает мест

В Узбекистане на новый учебный год было заявлено, что в первый класс пойдут более 719 000 детей. В 2023/2024 учебном году школу окончили 414,6 тысяч учеников. Количество принятых в школы учеников почти на 300 тысяч больше. Возникает вопрос: были ли построены новые школы за год, чтобы компенсировать этот рост? Или школы, которые работали в одну смену, будут переходить на двух- и трехсменную систему?

По словам начальника управления Министерства дошкольного и школьного образования Эркина Муродова, в Узбекистане функционируют 10 582 школы (более 400 из них — частные). В государственных школах учатся 6,4 миллиона детей, при этом в школах предусмотрено всего 5 миллионов ученических мест. Разница составляет более 1 миллиона мест, что говорит о значительном росте спроса на фоне нехватки предложений. Проблема нехватки школ остается актуальной.

Этот вопрос обсуждается уже много лет, но ситуация, к сожалению, не улучшилась, а, наоборот, ухудшается. Согласно данным Агентства статистики при президенте, за последние два года количество новых школ сократилось:

- В начале 2018/2019 учебного года — 9 774 школы (на 56 больше, чем в предыдущем учебном году);

- В начале 2019/2020 учебного года — 10 090 школ (на 316 больше);

- В начале 2020/2021 учебного года — 10 181 школа (на 91 больше);

- В начале 2021/2022 учебного года — 10 289 школ (на 108 больше);

- В начале 2022/2023 учебного года — 10 522 школы (на 233 больше);

- В начале 2023/2024 учебного года — 10 750 школ (на 228 больше).

Однако и в 2022-2023 учебном году школ не хватало. В исследовании, проведенном Институтом макроэкономических и региональных исследований, это также подтверждается.

«В 2022-2023 учебном году в республике функционировало 10 522 общеобразовательные школы (194 из них частные). Число учеников составило 6 461 741 (из них 0,71% учатся в частных школах). При этом школы рассчитаны на 5 283 916 учеников, то есть на одно ученическое место приходится 1,2 ученика. В результате 0,1% школ (13 школ) работают в три смены, а 73,1% школ (7521 школа) — в две смены. Более 2,1 миллиона учеников учатся во второй и третьей сменах, что составляет 33% от общего числа учеников».

Влияет ли вторая смена на качество образования?

По данным, более 60% учеников обучаются в две смены. Вы можете подумать: какая разница, учатся ли дети утром или днем, если они учатся в две смены? Однако результаты исследований показывают, что Узбекистан занял 49-е место из 57 стран в международном исследовании PIRLS, оценивающем уровень читательской грамотности учеников начальных классов. Средний балл Узбекистана оказался значительно ниже установленного.

В анализе отмечается, что нехватка ресурсов в школах также влияет на результаты учеников. То есть обучение в две-три смены, отсутствие библиотек и учебных материалов, а также переполненность классов негативно сказываются на успеваемости.

Что делать, если в классе 40 учеников?

Нормативное количество учеников в классе составляет 25 человек, и по правилам число учеников в одном классе не должно превышать 35 человек. В государственных школах республики насчитывается 245 тысяч классов, из которых в 2 тысячах количество учеников превышает 35. В центральных регионах часто можно увидеть классы, в которых сидят 40-45 учеников.

Согласно постановлению Кабинета Министров от 2017 года, количество учеников в классе не должно превышать 35 человек. Однако психологи утверждают, что оптимальное количество учеников в классе — не более 25.

Большое количество учеников в классе затрудняет индивидуальный подход к каждому ребенку и снижает качество образования. Учитель не может уделять внимание всем ученикам, что приводит к снижению интереса к учебе и ухудшению психоэмоционального состояния учеников. 

Исследования, проведенные Национальной ассоциацией школьных советов США, показали, что увеличение количества учеников в классах негативно влияет на успеваемость и усиливает поведенческие проблемы. Также в школах с высокой плотностью учеников чаще наблюдаются случаи пропусков занятий.

Необходимо разумно использовать выделенные средства

Нельзя отрицать, что с 2016 года расходы на систему образования в Узбекистане значительно увеличились. В 2019 году на общие образовательные нужды было выделено 17 100,1 млрд сумов, а в 2023 году эта сумма достигла 36 979 млрд сумов, что на 116,3% больше.