$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Независимость судебной власти в предложенном проекте Конституции – мнение эксперта

суд

Независимость судебной власти является фундаментальной основой принципа верховенства права, гарантией обеспечения доступа к справедливому правосудию. 

Это означает, что судебная власть как институт и отдельные судьи, принимающие решения по конкретным делам, должны иметь возможность действовать независимо от законодательной и исполнительной власти и подчиняться только закону.

Поэтому независимость судей тесно связана с понятием справедливого правосудия, имеющего ряд отличительных признаков, среди которых принцип верховенства права, свободный доступ к правосудию, независимость и беспристрастность судей, публичность и гласность судебного разбирательства, принцип правовой определенности, право на получение квалифицированной юридической помощи, безусловное исполнение судебного акта, вступившего в законную силу, и недопустимость его произвольной отмены, наличие только одной надзорной инстанции, осуществляющей пересмотр вступивших в законную силу судебных решений, и отсутствие дополнительных полномочий должностных лиц суда по вмешательству в процедуру надзорного производства.

Международное право, имеющее универсальный характер, гарантирует право на справедливое правосудие, которое должно осуществляться независимым и беспристрастным судом или трибуналом. Так, статья 10 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 14 также закрепляет норму, согласно которой «…каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, более детально регламентируют вопросы независимости судебных органов и устанавливают: независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или законах страны. Вместе с тем все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. Последние решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

В последние годы в нашей стране проводится реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан, эффективном обеспечении правосудия и его независимости, а также повышении роли органов судейского сообщества.  Все это будет способствовать повышению уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшему совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей.

Нормы, гарантирующие независимость судебной власти, закреплены и в законодательстве нашей страны. Так, в действующей Конституции, в преамбуле которой признан приоритет общепризнанных норм международного права, есть положения, гарантирующие независимость судебной власти.

В рамках конституционной реформы укрепляется и совершенствуется судебная система. Изменения вносятся в деятельность Конституционного суда, в соответствии со статьей 109 Основного закона который теперь вправе рассматривать жалобы граждан и юридических лиц о проверке соответствия Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле.

Это отражает то, что основной задачей Конституционного суда является гарантия прав и свобод человека, установление принципа верховенства Конституции и закона, укрепление конституционной законности. Ведь наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном государстве и обществе является конституционное правосудие. 

Эта норма послужит усилению конституционного контроля, укреплению законности, совершенствованию конституционного судопроизводства и, в конечном итоге, надежной защите конституционных прав и свобод граждан.

В обновляемой статье 112 проекта Основного закона провозглашен принцип несменяемости судей. Так, согласно новой редакции: «Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом».

В статье 111 речь идет о Высшем судейском совете Республики Узбекистан, который является независимым органом судейского сообщества, обеспечивающим формирование судебного корпуса, соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти. Проводимые реформы в судебно-правовой системе и необходимость дальнейшего повышения эффективности деятельности судов обуславливают совершенствование сферы подготовки и повышения квалификации судей, кандидатов на должности судей и работников сферы. Для этого был и создан правовой механизм, основанный на современных демократических принципах подбора и рекомендации кадров на должность судьи — Высший судейский совет.

Безусловно, все эти новации будут способствовать независимости судебной власти, которая является фундаментальной основой принципа верховенства права, гарантией обеспечения доступа к справедливому правосудию. 

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук