$
 12803.81
-19.17
 13677.03
-146.14
 130.64
-0.6
weather
+26
Вечером   +14°

Принцип «Не оставить никого позади» и его воплощение в конституционной реформе Узбекистана

инвалид

В Узбекистане среди приоритетных направлений государственной политики по защите прав лиц с инвалидностью является их обеспечение равными возможностями. Эта норма также отражена в Конституции.

Анализ законодательства о правах лиц с инвалидностью в Республике Узбекистан позволяет сделать вывод о наличии двух разнонаправленных тенденций в законотворческой практике. С одной стороны, государство уделяет значительное внимание защите прав лиц с инвалидностью: принимаются законы и подзаконные акты, защищающие права и предоставляющие им различные льготы. С другой стороны, в законодательстве преобладает медицинское понимание инвалидности. Правоприменительная практика характеризуется слабым уровнем информированности общества о потребностях и правах лиц с инвалидностью.

В Законе «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в январе 2021 года,  описаны права и гарантии людей с инвалидностью на жилье, в том числе льготное, образование и трудоустройство, а также доступные инфраструктуру, информацию и госуслуги. В нем перечислены основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью:

  • уважение достоинства лиц с инвалидностью, их самостоятельности, свободы выбора;
  • недопущение дискриминации по признаку инвалидности;
  • равенство возможностей при реализации прав и свобод человека;
  • уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью
  • и их права сохранять свою индивидуальность;
  • доступность объектов и услуг;
  • вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства.

Узбекистан 7 июня 2021 года подписал закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)». Конвенция – международно-правовой документ, устанавливающий правовые гарантии равенства и прав инвалидов, в частности женщин и детей, на образование, здоровье, занятость и адекватные условия жизни для них самих и их семей. Конвенция о правах инвалидов была принята Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. По состоянию на февраль 2021 года, 182 из 192 государств-членов ООН ратифицировали этот международный документ.

Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН с оговоркой, которая оставляет за страной право «продолжать использование замещающих механизмов принятия решений в отношении лиц с инвалидностью в соответствующих обстоятельствах». В частности, в случаях, когда статья 12 «Равенство перед законом» конвенции может требовать отмены таких механизмов.

Принятие конвенции позволяет унифицировать национальную систему социальной защиты инвалидов с передовыми международными стандартами, создать возможности по привлечению международных и зарубежных грантовых средств для усиления социальной защиты инвалидов, а также улучшить международный имидж Узбекистана по направлению социальной защиты населения.

Изучение зарубежного опыта показало, что ведущие зарубежные страны (США, Великобритания, Германия, Швейцария), ратифицировавшие Конвенцию о правах инвалидов, приняли соответствующие законы. По структуре и содержанию принятые законы очень схожи, и они разработаны исходя из требований Конвенции о правах инвалидов.

В США права инвалидов установлены в различных законодательных актах. Например, есть «Акт об инвалидах», «Акт об устранении архитектурных барьеров», «Акт о реабилитации». Американский «Акт об инвалидах» предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников лишь по причине их инвалидности. В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.

В Германии приняты несколько законов, направленные на социальную защиту лиц с инвалидностью, в том числе «Об обеспечении прав инвалидов в обществе, на работе и в профессиональной сфере». Аналогичная картина наблюдается и в странах ближнего зарубежья: России, Беларуси, Украине.

Реализация положений Конвенции о правах инвалидов увеличит возможность внедрения современных методов и международных стандартов в области защиты прав людей с ограниченными возможностями на основе принципа «Не оставить никого позади» Целей устойчивого развития ООН.

Ведь одна из важнейших задач сегодня – это поддержка населения, нуждающегося в социальной защите, в первую очередь создание условий для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями.

Вовлечение людей с ограниченными возможностями в жизнь общества является одним из важных направлений социального развития, которое получает развитие в рамках конституционной реформы в Узбекистане. Так, в статье 39 проекта Конституции говорится: «Государство создает необходимые равные условия для реализации прав и законных интересов лиц с инвалидностью. Запрещается любое обособление, исключение, отстранение, ограничение или предпочтение в отношении лиц с инвалидностью, а также уклонение от создания условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам».  

Учитывая, что инклюзивное образование, суть которого состоит в создании реальных возможностей для совместного обучения людей с инвалидностью со сверстниками в образовательных учреждениях, в проект Конституции (статья 41) включена следующая норма «Для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в образовательных организациях организуется инклюзивное образование и воспитание».

Реализация положений, заложенных в Конвенции о правах инвалидов, а также принятие соответствующих нормативно-правовых документов в сфере позволит Узбекистану перейти на международные стандарты защиты прав инвалидов, создать условия, в которых лица с ограниченными возможностями в полной мере почувствуют себя частью нашего общества, и что будет способствовать на практике решению насущных проблем людей с ограниченными возможностями.

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук