$
 12720.00
-7.96
 13827.91
46.07
 140.04
0.58
weather
+26
Вечером   +14°

Строительство ж/д дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит сократить сроки транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы

жд дорога wallhere.com

2 февраля этого года в Ташкенте по итогам узбекско-афганско-пакистанских переговоров высокого уровня принят совместный план действий («Дорожная карта») по строительству железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».

«Дорожная карта» предусматривает ряд организационных и практических мероприятий, направленных на ускоренное решение вопросов, связанных с финансированием и строительством железной дороги.

В соответствии с документом в марте-апреле этого года будет организована совместная международная экспедиция для всестороннего изучения маршрута железной дороги и подготовки материалов для проектирования. Экспедиция проведет в Афганистане комплекс геодезических, геологических, гидрогеологических и топографических исследований, что позволит осуществить сбор и анализ информации о потенциальных грузообразующих и грузопоглощающих регионах, а также крупных месторождениях полезных ископаемых Афганистана, расположенных в шаговой доступности от трассы пролегания будущей дороги. На основе материалов полевой экспедиции будут согласованы ключевые вопросы разработки технико-экономического обоснования проекта.

Также с привлечением международных консалтинговых компаний планируется провести исследование трафика перевозки экспортно-импортных грузов по маршруту «Южная Азия – Афганистан – Центральная Азия – Российская Федерация – Восточная Европа».

Исследование охватывает внешнюю торговлю и грузооборот стран Центральной Азии, Южного Кавказа со странами Южной Азии. Будут изучены крупные инвестиционные проекты, реализуемые в странах Центральной Азии с участием Пакистана и Индии, а также стран Юго-Восточной Азии. В данном ключе стоит отметить, что в 2025 году объем торговли Индии и Пакистана с Афганистаном и странами СНГ может составить 20 млрд долларов и 6 млрд долларов соответственно. В настоящее время перевозки грузов между странами Южной Азии и Юго-Восточной Азии и странами СНГ осуществляются преимущественно морским транспортом. Азиатский банк развития, осуществляющий международную программу ЦАРЭС может выступить в качестве координатора предпроектного исследования.

В ходе трехсторонних переговоров руководители Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Исламского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Международной финансовой корпорации развития (США) подтвердили заинтересованность в совместной реализации данного проекта.

Главы правительственных делегаций Афганистана, Пакистана и Узбекистана поддержали конкретные предложения представителей международных финансовых институтов по вопросам выработки согласованного механизма финансирования строительства железной дороги.

Было озвучено, что Всемирный банк с участием причастных министерств и ведомств Афганистана, Пакистана и Узбекистана разработает модель финансирования строительства железной дороги, определения механизмов привлечения и использования финансовых средств. Участники форума с удовлетворением встретили предложение Всемирного банка взять на себя координирующую роль в вопросах продвижения проекта.

Следует отметить, что строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» идентифицируется как приоритетное направление проекта Всемирного банка «Содействие развитию транспортной взаимосвязанности Южной и Центральной Азии», стартовавшего в Ташкенте в ноябре 2019 года в рамках 18-ой Министерской конференции Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Подчеркнута актуальность высказанных главами ЕБРР, ЕИБ, ИБР и МФКР (США) предложений о внедрении в рамках проекта механизмов государственно-частного партнерства, а также осуществлении строительства на основе высоких международных стандартов, имея виду соблюдение природоохранных требований при строительстве объектов инфраструктуры железной дороги, а также широкого применения энергосберегающих технологий в процессе строительства и эксплуатации.

Отмечено, что сроки строительства железной дороги, с расчетной протяженностью 600 км с колеей 1520 мм могут составить до 5 лет. При этом, строительство высоковольтной линии электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и энергопроекта CASA-1000, предусматривающих создание условий для поставки сезонных излишков гидроэлектроэнергии из стран Центральной Азии для покрытия растущего спроса на электроэнергию в Афганистане и Пакистане, позволит снизить затраты на строительство совпадающих участков дороги. В дальнейшем не исключаются перспективы электрификации дороги, что существенно повысит экономическую эффективность перевозки грузов. 

«Дорожная карта» предусматривает детальную проработку с международными финансовыми институтами и правительствами стран-доноров модели управления железной дороги, включая вопросы владения, поставки и технического обслуживания провозного и подвижного состава, содержания железнодорожного пути и объектов инфраструктуры, формирования тарифной и транзитной политики, а также механизма возврата инвестиций.

Для обеспечения этих и других мероприятий, предусмотренных в «Дорожной карте» создана совместная рабочая группа, возглавляемая руководителями железнодорожных администраций стран-участниц проекта. Координация реализации практических мероприятий в рамках «Дорожной карты» будет вестись созданными в трех странах постоянно действующими офисами и уполномоченными ответственными должностными лицами.

В выступлениях участников встречи отмечалось, что государства Центральной Азии и Афганистан не имеют свободного выхода

к международным морским портам. В этой связи они несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые в 2-3 раза превышают аналогичные затраты стран, имеющих свободный доступ к морским коммуникациям. В этих условиях строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию. Так, по экспертным оценкам, полная реализация транспортно-инфраструктурного потенциала Афганистана позволит сократить время транспортировки товаров, например, из Узбекистана в Пакистан с 30-35 до 10-15 дней.

Новая железная дорога сформирует благоприятные условия для наращивания внешнеторгового оборота стран Центральной Азии и СНГ со странами Южной и Юго-Восточной Азии.

Транспортный коридор придаст новый импульс динамичному росту экономик стран региона и наращиванию объемов межрегиональной торговли, а также раскроет потенциал для взаимного доступа на рынки стран Центральной Азии, СНГ, Восточной Европы и западных регионов КНР с населением свыше 700 млн человек.

Перевозки грузов по новой железной дороге могут снизить транспортные расходы между Россией и Пакистаном на 15-20%, а между странами Центральной Азии с Пакистаном на 30-35%.

Прогнозируется также рост транзита грузов между странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы по железным дорогам России, Казахстана и Узбекистана. Так, по данным участников встречи, ежегодные темпы роста объема грузоперевозок по железным дорогам РФ, Казахстана, Узбекистана и Афганистана в последние годы составили 25%. В 2020 году по этой дороге перевезено 4 млн тонн грузов, что свидетельствует о высокой динамике восстановления экономики Афганистана. По предварительным данным, уже в первые годы с момента начала эксплуатации железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» объем грузоперевозок по этому маршруту может составить10 млн тонн.

Создаваемый маршрут призван связать между собой наиболее протяженные в мире международные железнодорожные пути, что сформирует новую парадигму международного торгово-экономического сотрудничества в масштабе континента и станет прочной платформой для устойчивого развития и повышения уровня жизни населения многих стран.