$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Курьеры без прав: какие пробелы остаются в Узбекистане в сфере услуг

-

В исследовании «Социально-трудовые конфликты в компаниях платформенной экономики Казахстана», опубликованном за два дня до выхода Yandex Eats на рынок Узбекистана, поднимались социально-правовые вопросы работников этой системы.

В частности, отмечалось, что у людей вызывает негативные эмоции отсутствие правового статуса, социальных стандартов и невозможности защитить свои трудовые права.

По данным опроса, проведенного учеными, 52% водителей такси и 51% курьеров платформ допускают свое участие в акциях протеста для защиты своих прав.

Отсутствие трудовых и правовых гарантий для набирающей популярность профессии курьера в Узбекистане может грозить социальным взрывом и возможной дестабилизацией. Особенно, когда на улицах наберется критическая масса разочарованных в условиях работы курьеров. Тем более, что текущее законодательство Узбекистана никак их не защищает и не требует этого от их нанимателей.

По информации курьеров, которые пробовали работать в системе Yandex Eats, для устройства на работу в этот сервис нужен только паспорт и 500 тысяч сумов. При этом, 200 тысяч сумов являются залогом за желтую сумку курьера, а 300 тысяч сумов – кладется на «кошелек» курьера в специальном приложении «Яндекс Про».

Для тех, у кого нет 300 тысяч для «кошелька», есть другой вариант – можно оставить в залог собственный паспорт. После всех операций, курьеру выдают термосумку, ее необходимо сфотографировать и верифицировать в приложении.

Курьеры самостоятельно выбирают район и определяют время занятости, однако есть свои подводные камни. К примеру, клиент может отказаться от заказа, это работает не на пользу курьера. Расчёты происходят следующим образом: ресторан снимает деньги с кошелька курьера, а заказчик отдаёт курьеру наличные

А если пропустить заказ, то снимут 1 балл активности. От количества этих баллов зависит, сколько курьер получит бонусов и заказов. Когда они упадут ниже 10, заказы перестанут поступать.

Надеяться на службу поддержки также пока не представляется возможным.

Проблемы могут возникнуть и со временем доставки, на которую дается 10 минут для принятия заказа и еще столько же для ее доставки. В идеале должен быть свой транспорт, потому что пешком успеть в нужный срок не всегда будет возможно.

В Узбекистане работники курьерской службы новой системы Yandex Eats не защищены в правовом плане так, как это есть, к примеру, в России.

В Германии, Италии, Франции, Норвегии, Дании и Австрии работники подобных платформ имеют трудовые договоры, право на минимальную оплату труда, повышение заработной платы, отпуск и другие права. Кроме того, платформы обязаны платить за них страховые взносы.

Почему эта система сразу не налажена в нашей стране с момента захода нового игрока и почему на эту ситуацию закрывают глаза профильные министерства и ведомства – вопрос, на который нет ответа. 

В случае появления альтернативной точки зрения от сервиса Yandex Eats, мы готовы предоставить и их мнение.

UPD. Нам поступил комментарий, публикуем его без изменений.

Общий комментарий про курьеров-партнеров.

Yandex Eats работает с компаниями, которые предоставляют курьерские услуги и занимаются непосредственным наймом.

Партнеры должны соблюдать все требования законодательства Республики Узбекистан, которые применяются к деятельности курьеров, в том числе в вопросах необходимых документов. Если это не так, то мы применяем меры по отношению к партнерам, вплоть до отключения от работы с нашим сервисом.

Парки также сами устанавливают порядок выплат курьерам. Насколько мы знаем от партнеров, при отмене заказа все деньги возвращаются курьеру в срок до 24 часов, а наличие залога при устройстве зависит от партнера и также возвращается.

Почему не налажена работа техподдержки? 

Для курьеров-партнеров работает онлайн-служба поддержки – в нее можно обратиться в приложение для партнеров Яндекс Про, а в отдельных случаях и через колл-центр. Также отдельная служба поддержки есть у парков-партнеров.