$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Как изменится Конституция — комментарий юриста

конституция

Факт обновления Конституции свидетельствует о том, что наша страна стремится развиваться, решать поставленные народом цели и задачи. Этот процесс обусловлен в первую очередь необходимостью реализации стратегических целей, достижения установленных ориентиров развития Узбекистана. Об деталях обновления Основного закона рассказывает профессор Ташкентского государственного юридического университета Омон Мухамеджанов.

30 апреля 2023 года в Узбекистане состоится всенародный референдум по проекту Конституционного закона.

Он станет важным политическим событием в жизни граждан Узбекистана. Основной закон в новой редакции призван закрепить стратегический курс страны на дальнейшее реформирование общества и государства.

Какие изменения закрепляются?

В рамках нынешнего этапа конституционной реформы предполагается закрепить в Конституции Узбекистана:

– изложение основополагающих характеристик государственности: правовое, социальное, светское, демократическое государство;

– с учетом усугубления геополитической обстановки как в регионе, так и в мире целом, внешнеполитический вектор развития Узбекистана в последние годы претерпевает изменения с учетом трансформаций международных и региональных процессов. Центральная Азия, где расширяется диапазон двусторонних и многосторонних отношений, является приоритетом Узбекистана. Это свидетельствует о стремлении нашей республики поддерживать в ЦА геополитическое равновесие, а также формировать сбалансированную многоплановую систему отношений с ведущими государствами мира и международными организациями (ООН, ШОС, СНГ, ОТГ и другими).

Эти конституционные приоритеты нашли отражение в статьях 17, 18 Конституции в новой редакции. Принципы внешней политики государства, закрепленные в Основном законе, дополняются положением о территориальной целостности государств, с определением миролюбивой внешней политики в качестве основного вектора развития нашей страны.

 – закрепление ответственности государства перед человеком (статья 13);

 – положение о том, что «Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Узбекистан» (часть 2 статьи 15 Конституции)»;

– полная отмена смертной казни (статья 25). Конституционное закрепление недопустимости смертной казни подтверждает приверженность Узбекистана как к общепризнанным международным ценностям, так и присущим нашему народу традициям гуманности и человеколюбию;

– закрепление таких институционально-правовых концепций, как «Правило Миранды», согласно которому при задержании человеку зачитываются его права и обязанности доступным и понятным языком; принцип «Хабеас корпус»: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов;

– закрепление на конституционном уровне обязанности государства по созданию условий для обеспечения доступа к всемирной информационной сети интернет (статья 33).

– отмена конституционного положения о том, что судимость лица и вытекающие из нее правовые последствия могут быть основанием для ограничения прав его родственников, в том числе при найме на работу (статья 28);

– укрепление конституционных основ гуманного обращения с лицами, лишенными свободы;

– закрепление конституционной нормы о неприкосновенности частной жизни и ее гарантиях со стороны государства (статья 31);

– закрепление конституционного права каждого гражданина на свободное и беспрепятственное передвижение по территории республики, а также с тем, что связано с вопросом выбора места жительства и беспрепятственного въезда и выезда (статья 32);

– государство обеспечивает благоприятный инвестиционный и деловой климат. В соответствии с законодательством вправе предприниматели осуществлять любую деятельность и самостоятельно выбирать ее направления (статья 67);

– расширение и детализация норм о праве на социальное обеспечение (статья 46), на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание (статья 48). С учетом зарубежного опыта и состояния экологических проблем вводится новая статья 49, закрепляющая право каждого на здоровую и благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Значительно дополняются статья 50, посвященная праву на образование и статья о праве граждан на высшее образование (статья 51). Нормы о предоставлении высшим учебным заведениям академической свободы, праве получения бесплатного высшего образования за счет государства на конкурсной основе, поддержке негосударственных образовательных организаций создают возможность молодому поколению улучшить свою жизнь, реализовать свои мечты, найти свое место в жизни и развивать свою личность, овладев современными специальностями.

Отдельная статья посвящена по статусу учителя в обществе, которая гласит: «В Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте» (статья 52).

– обязанность государство создает условия для интеллектуального, творческого, физического и нравственного формирования и развития молодежи, реализации ее прав на образование, охрану здоровья, жилье, трудоустройство, занятость и отдых (статья 79).

Эти поправки вызваны потребностями общественного развития, продиктованы необходимостью дальнейшего углубления реформ и модернизации страны.

Обновление Конституции направлено на дальнейшую демократизацию системы государственного управления, обеспечение прав и свобод человека, повышение роли и ответственности органов государственной власти, ограничение правовыми рамками их полномочий.

Конституционная реформа в Узбекистане прежде всего нацелена на обеспечение одного из самых важных принципов государственного управления – принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Главным способом и условием его реализации выступает система сдержек и противовесов, основанная на четком определении в Основном законе полномочий трех ветвей власти. Для повышения роли и эффективности парламента, оптимизации деятельности каждой из палат Олий Мажлиса, а также исключения параллелизма в их работе, существенно модернизируется их статус и усиливаются полномочия.

Переформатирован перечень полномочий, отнесенных исключительно к совместному ведению палат, ряд из них передан палатам. Наряду с этим существенным образом расширяются полномочия и функции правительства, его ответственность за решение стоящих перед ним задач в области обеспечения устойчивого экономического роста, макроэкономической стабильности, создания благоприятного инвестиционного климата, сокращения бедности, создания достойных условий жизни для населения, охраны окружающей среды, сохранения природного богатства и другие.

На что это повлияет?

Принятие конституционных поправок будет импульсом для активной законотворческой деятельности, пересмотра всего законодательства страны. Эта работа должна проводиться по следующим направлениям:

  •  во-первых, разработка актов, прямо вытекающих из текста Конституции;
  •  во-вторых, приведение действующего законодательства страны в соответствие с нормами Конституции;
  •  в-третьих, создание правового механизма реализации Конституции и законов.

Масштабные задачи модернизации страны актуализируют необходимость развития институтов гражданского общества, защиты прав и свобод человека и дальнейшей демократизации всех сфер жизни и деятельности общества. Реальное значение обновления Конституции состоит в том, что оно не только развивает то, что уже достигнуто на сегодня, но и определяет перспективы дальнейшего развития страны.