$
 12640.21
-49.76
 13559.15
1.19
 137.02
-0.18
weather
+26
Вечером   +14°

За одним переговорным столом: эксперт Улугбек Хасанов рассказал о ключевых аспектах диалога лидеров стран на саммите ШОС

шос

К началу саммита ШОС Узбекистану удалось завершить процесс согласования 37 проектов документов. Заведующий кафедрой «Международные отношения» Университета мировой экономики и дипломатии, доцент Улугбек Хасанов, отвечая на вопросы uz24.uz, рассказал, как их принятие повлияет на укрепление сотрудничества и на каких приоритетах сосредоточатся участники саммита.  

Стоит ли ожидать сюрпризов или неожиданных моментов во время предстоящего саммита?

– Приоритеты, обозначенные для Самаркандского саммита, рассмотрены заблаговременно внешнеполитическими ведомствами всех государств, которые принимают участие в этом мероприятии. Будут представлены 37 документов, они прошли процесс согласования, адаптации и утверждения правительствами государств-членов. Все это говорит о том, что озвученные вопросы являются ключевыми и приоритетными для государств, принимающих участие в этом важном мероприятии, где практически 30 из этих документов инициированы Узбекистаном. Такое впервые за всю историю международных отношений и за историю ШОС, когда одна страна с полномочиями председательствующего государства, предприняла такие усилия и на совместной основе инициировала с государствами-членами и наблюдателями вопросы, которые в равной степени являются востребованными и актуальными для всех.

Когда мы говорим о деятельности ШОС в качестве одного из важнейших инструментов современных дипотношений и в качестве эффективных институтов международного общения, тогда мы не можем привести пример ни одну из международных институций, которые могли бы в современных, непростых, я бы сказал, кризисных международных отношениях, вовлечь в процесс кооперации и сотрудничества за один переговорный стол столько государств.

Изменился ли портрет ШОС, ее приоритеты с момента создания?

– ШОС имеет свои фундаментальные основы, развитие которых получили масштабный, внерегиональный характер. Это работает на то, что организация приобретает глобальный характер с точки зрения тех важных торгово-экономических, инвестиционных, транспортно-логистических, образовательных, научных, исследовательских проектов, которые направлены на создание защитных механизмов национальных экономик, социальных и промышленных комплексов этих государств. Они вбирают в себя ключевые вопросы, направленные на мирное сосуществование, отказ от конфронтационной модели развития международных отношений.

Во главу угла ставится максимальный учет интересов государств-участников, где главным приоритетом являются вопросы взаимосвязанности, взаимодополняемости и приоритеты верховенства торгово-экономических процессов, дальнейшего совершенствования цифровых моделей развития экономик, платежных и финансовых систем, усиление роли национальных валютных систем в современных очень непростых экономических процессах.

Что можно ожидать от саммита?

– Саммит войдет в историю дипломатии как особая веха в развитии международных институций, нацеленных на мирное сосуществование. Значимым аспектом является поиск взаимоприемлемых подходов в экономическом сосуществовании, развитии, поддержке инновационных моделей развития. Это особенно важно в очень сложное время, когда мир сталкивается с серьезными вызовами. Саммит – хороший шанс пересмотреть традиционные процессы и подходы дипломатических и экономических отношений в сторону усиления возможностей укрепления национальных экономик.

Пусть это будут транспортно-логистические модели, которые охватывают новые коридоры, как, к примеру, ж/д маршрут «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», превращая его в современный международный хаб, обеспечивая выходы к морским портам, активизируя модель транспортных потоков Восток – Запад. Этот хаб приобретет новое значение с процессом реализации еще одной модели Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, когда Центральноазиатский регион получит возможность выхода к портам Индийского океана по очень короткому маршруту.

Как вы считаете, затронут ли на саммите вопросы, связанные с Афганистаном?

– Безусловно, в этом процессе международного диалога также есть возможность вовлечь экономический комплекс Афганистана и дать шанс кризисной экономике этой страны получить толчок, так как транзитные пути будут иметь важное значение для его развития. Я согласен с инициативой президента о том, что нужно вовлечь в диалог крупные государства-партнеры в рамках региональных процессов с точки зрения создания условий для социально-экономического и гуманитарного восстановления экономики этой страны, дать возможность выхода из кризисной ситуации.

Проблематика Аральского моря также найдет отражение в повестке саммита?

– Климатическая повестка для участников ШОС является стратегически важной с точки зрения поддержки сельскохозяйственного, водного сектора. Вопросы «зеленой» трансформации, создание «зеленого» пояса вокруг зоны экологического бедствия приобретают не национальный, а внерегиональный приоритет. Это важно и актуально для всех участников процесса.

Юлианна Мороз