$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Балет Мариинского театра провел гастроли в Ташкенте

-

Еще не так давно визиты известных зарубежных театров были редким событием в нашей культурной жизни, но в последние годы они стали все более частыми. Вот и звезды Мариинского театра за минувшие шесть лет выступали в столице уже трижды.

Их первый приезд в Узбекистан за несколько десятилетий состоялся в 2017-м, тоже в апреле. Программу единственного вечера балета составили фрагменты из «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Анны Карениной», «Шахерезады» и «Кармен-сюиты». На сцене блистали народная артистка России Диана Вишнева, заслуженные артисты Данила Корсунцев, Игорь Колб и другие ведущие солисты, а аккомпанировал им симфонический оркестр Мариинки во главе с самим худруком и директором театра Валерием Гергиевым.

В ноябре 2021 года прима Диана Вишнева привезла к нам вечер современной хореографии, составленный из коротких постановок лауреатов и победителей основанного ею международного фестиваля Context. Diana Vishneva. Он дал соотечественникам шанс посмотреть не на классические танцы на пуантах, а на нынешние веяния сценического искусства со всего света. Сама балерина также выступила тогда в дуэте «Старик и я» с не менее именитым коллегой Владимиром Малаховым.

И вот Большой театр имени А. Навои снова принял в гостях балетную труппу с берегов Невы, отмечающую в нынешнем году 240-й день рождения. В составе звездного десанта – прима Оксана Скорик, премьеры Владимир Шкляров и Тимур Аскеров, первые солистки Мария Ширинкина, Кристина Шапран и другие.

Их двухдневные гастроли организовали Фонд развития культуры и искусства Узбекистана и благотворительный фонд «Искусство, наука, спорт». На показы пригласили представителей творческой сферы и молодежь из Государственной академии хореографии, консерватории, Республиканского эстрадно-циркового колледжа и других учреждений. Для зрителей с нарушениями зрения обеспечили также тифлокомментирование.

Оба вечера посвятили одноактным произведениям легендарного Михаила Фокина, столетие назад ставшего премьером, а затем и хореографом Мариинского театра, создателем самых знаменитых романтических спектаклей дягилевских «Русских сезонов». Ташкентцам повезло, что несколько лет худруком балета ГАБТа служил народный артист России Андрис Лиепа. Именно он в начале 1990-х работал в Мариинке над реконструкцией спектаклей Фокина вместе с его внучкой Изабель, а в 2019-2022 годах поставил некоторые из них и у нас. Это «Жар-птица», «Шахерезада», «Половецкие пляски» и «Шопениана», ранее уже шедшая здесь. Потому зрители могли сравнить отечественные балеты с теми, что привезли гастролеры.

Программу открывала лирическая композиция «Шопениана», премьера которой состоялась 115 лет назад именно в Мариинском театре.

Фокин создал ее как приношение классике - «в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического». Под вечную музыку Фредерика Шопена публика добрые полчаса любовалась отточенной техникой и красотой плавных движений, которую демонстрировали в унисон два десятка артисток. Но самые яркие па были, конечно, у центральной четверки – заслуженного артиста Азербайджана Тимура Аскерова, Марии Ширинкиной, Влады Бородулиной и Ксении Фатеевой.

Следом шел короткий балет-картинка «Видение Розы» на музыку Карла Марии фон Вебера, вдохновленный стихотворением Теофиля Готье.

Его мировая премьера состоялась в рамках «Русских сезонов» в Монте-Карло в 1911-м, а в 1997-м Андрис Лиепа представил его и в Мариинке. Теперь же мимолетный сюжет легко разыграли два молодых артиста – заразительно энергичный корифей Раманбек Бейшеналиев и нежная вторая солистка Камилла Мацци.

Миниатюра на музыку Камиля Сен-Санса «Лебедь» 116 лет тоже впервые увидела свет в Мариинском театре и вскоре стала визитной карточкой Анны Павловой. На нашей сцене ее исполняла прима-балерина Оксана Скорик, сумевшая покорить зал всего за четыре минуты. Четыре минуты, но какие! Можно было только поражаться тому, как она одна владела всем вниманием, как двигались ее руки, трепетавшие и метавшиеся словно настоящие крылья, как свободно сгибались кисти и локти, в которых будто вовсе не было твердых суставов. Такая выразительность в сочетании с мастерством была вознаграждена особыми овациями.

Совсем другое настроение задала финальная постановка – колоритная «Шахерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова.

Если первые три номера обходились минимумом декораций, то здесь сцену накрыло атмосферой восточной сказки из «Тысяча и одной ночи». В 1910-м обилие ярких красок потрясло гостей ее премьеры в Париже, но сценическая судьба фокинской хореографии оказалась недолгой. Десятилетия спустя восстановить оригинал удалось как раз Изабель Фокиной и Андрису Лиепе, и в 1994 году в Мариинке прошла его премьера.

Любовную драму на ташкентских подмостках со всей пылкостью исполняли заслуженный артист России Владимир Шкляров и Кристина Шапран. Поддержки – уверенные, танцы – чувственные, переходящие в объятия и наоборот. Глядя на них и на выучку труппы в целом, думалось только об одном: увидеть бы такой состав не в чем-то знакомом, а в полноценном большом спектакле. Из числа тех, что ставят в петербургском театре уже в наши дни. Быть может, это случится уже в следующий приезд Мариинки?

Рамиль Исламов

Фото Фонда развития культуры и искусства