$
 12694.96
23.12
 13508.71
39.81
 134.66
0.02
weather
+26
Вечером   +14°

Завершился VI Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Ташкентская весна»

Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои дал ему жизнь еще в 2007-м и в дальнейшем сделал традиционным. Два последних года организовать смотр не позволяла пандемия, так что нынешний фестиваль стал для ГАБТа первым крупным международным проектом за долгое время и прекрасной возможностью возобновить культурные контакты.

Это важное мероприятие удалось подготовить за короткий срок, и мы ждем больших творческих результатов, обмена и взаимообогащения энергетикой. На девять дней «Ташкентская весна» собрала артистов ведущих театров Узбекистана, России, Казахстана, Таджикистана и Республики Корея. Гостей ввели в постановки из нашего постоянного репертуара. Каждый ввод – знакомство солиста с особенностями спектакля, а также знакомство театра с индивидуальностью солиста, сказал режиссер ГАБТа, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним.

Фестиваль открыл восстановленный в новой версии национальный балет-сказка «Хумо», посвященный памяти его композитора – заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева, который получил за это произведение Государственную премию. Он оказался одной из жертв коронавируса, и в театре до сих пор скорбят о невосполнимой потере. Символично, что первый показ постановки после двухлетнего перерыва приурочили ко дню рождения бывшего худрука ГАБТа.

Специально к смотру был обновлен и другой балет на восточную тематику – «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова. Это были единственные спектакли, где выступали только артисты Большого театра. Честь отечественной хореографии старательно защищали заслуженная артистка Надира Хамраева, Улугбек Олимов, Эльмира Юсупова, Тимур Шангариев, Ольга Сабирова, Радион Исянов и другие солисты.

Интересные впечатления обещал третий вечер хореографической программы, куда вошли сразу три короткие постановки: «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, «Шопениана» Ф. Шопена и «Половецкие пляски» А. Бородина. В двух из них главные партии взяли на себя солисты театра «Астана опера» Анастасия Заклинская и Серик Накыспеков, выделившиеся эмоциональностью выступлений. Но вечер стал особенным еще и благодаря смелому эксперименту – оркестр ГАБТа сменил Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением заслуженного артиста Камолиддина Уринбаева. Коллектив, не имеющий театрального опыта, в ходе репетиций освоил сложный новый материал и показал уверенную игру.

Кстати, дирижеры на фестивале чередовались ежедневно. Если на открытии оркестром руководил молодой Аъзамхон Ахмедов, то сутки спустя – народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева, а следом – новый главный дирижер Денис Власенко. Пять вечеров за пультом стояли гости, что позволило оценить разницу в работе музыкантов.

Отдельно стоит упомянуть величественную постановку «Реквием» Дж. Верди, которую сыграл Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова.

В ГАБТе премьера этого масштабного произведения состоялась еще в 2016-м, но в этот раз театр представляли только вокалисты – Малика Норматова, Феруза Юсупова, Султанбек Абдурахимов и Рустам Алимарданов.

Публике также показали четыре известнейшие оперы. Так, в вердиевской «Травиате» пару нашей блистательной Гульнар Альджановой составил уже знакомый соотечественникам Алексей Исаев – талантливый баритон из Московского музыкального театра «Геликон-опера».

В предыдущий раз выступал здесь пять лет назад. Очень счастлив вернуться в стены вашего театра, для меня это большая честь, отметил гость. Прекрасно, что в Узбекистане есть такой фестиваль, способствующий развитию культуры. Опера и балет – своего рода дипломатия, связывающая разные страны и континенты. В настоящее время, непростое для всех нас, подобное искусство остается инструментом, соединяющим весь мир в единое целое.

Не впервые пела на столичной сцене и ведущая солистка театра «Астана опера» народная артистка Башкортостана Альфия Каримова. В этот приезд она ярко воплотила образ Марфы в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Партнерами по сцене стали народный артист Узбекистана Самандар Алимов, заслуженные артисты Кирилл Борчанинов, Руслан Гафаров, Гульшан Азизова, а также Яника Багрянская и другие.

– Большой театр и вообще Ташкент – те места, куда я хочу возвращаться с огромным волнением снова и снова, призналась А. Каримова. – Это мой четвертый приезд, и всегда знаю, что здесь будут крутые музыканты, певцы, танцовщики и что мы получим колоссальное удовольствие от совместного общения и музицирования. Спасибо за такого рода большие форумы, они очень нужны сейчас публике. Думаю, красота и музыка действительно спасут мир.

В «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти было сразу два зарубежных гостя. Вместе с нашими ведущими солистами Анжеликой Мухаметзяновой и Шукуром Гафуровым успешно выступил Чонъюп Сок из Оперного театра Тэгу (Республика Корея), где артисты ГАБТа не так давно проводили гастроли. А за дирижерский пульт встал его соотечественник Но Тэ Чолл, ныне трудящийся в Большом театре.

Больше всего звезд довелось увидеть и услышать во «Флории Тоске» Дж. Пуччини.

Главные партии прекрасно исполнили молодые таланты из Мариинки Мария Баянкина и «Геликон-оперы» Иван Гынгазов, а также ветеран Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени С. Айни, заслуженный артист соседней республики Сайфулло Юсупов. Оркестр возглавил дирижер Мариинки и главный дирижер Музыкального театра Карелии Михаил Синькевич. Вместе они создали один из самых запоминающихся фестивальных вечеров.

Достойным финалом смотра послужил пестрый гала-концерт, куда вошли в основном фрагменты из постановок, которые не идут сейчас в ГАБТе. Среди них – оперы «Набукко» Верди, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Таис» Ж. Массне, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Садко» и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, готовящийся к премьере балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе и Р. Щедрина. Эта программа преподнесла больше сюрпризов, чем собственно фестивальная афиша, в которой из раза в раз нередко повторяются одни и те же спектакли.

Очередная «Ташкентская весна» осталась позади, но своего рода послесловием к ней скоро станет еще один совместный творческий проект. 6 мая Большой театр приглашает на специальный показ оперы «Трубадур», посвященный 30-й годовщине установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Италией. На сцену в главных ролях выйдут гости из этой европейской страны – тенор Франческо Аниле и сопрано Марта Мари, а направлять оркестр станет дирижер Даниэль Аджиман.

Рамиль Исламов

Фото Юрия Полянского