$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

8 сентября отмечается Международный день грамотности

-

8 сентября объявлено ЮНЕСКО в 1966 году Международным днем грамотности для активизации усилий по распространению грамотности во всем мире.

Эта дата объявлена в честь дня открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. С 1967 года День грамотности отмечается ежегодно, уже более 50 лет.

Грамотность – важное понятие для каждого. Все, читающие этот текст – грамотные люди.

Для маленького ребенка, растущего в семье, где уже не одно поколение обладает навыками чтения, письма, счета, совершенно нормально учиться этому сначала дома, затем в дошкольном учреждении, школе, институте в соответствии со своим возрастом и потребностями. Он не задумывается о том, что грамотность это фундамент всей его дальнейшей жизни и что многие дети и взрослые до сих пор лишены этих возможностей – читать, писать, считать.

В этот Международный день проводятся просветительские и культурные мероприятия, посвященные продвижению всеобщей грамотности и достигнутым результатам в этом направлении: выставки и олимпиады, лекции и семинары, конференции и круглые столы.

К сожалению, по данным на 2020 год базовыми навыками чтения и счета не владели около 617 миллионов молодых людей,773 миллиона взрослых. Большую часть неграмотного населения составляют женщины. К «проблемным» группам людей, также относятся и те, кто лишен возможности обучаться в образовательных учреждениях по многим причинам – проживание в отдаленных районах, нахождение на территории во время военного конфликта, инвалидность или плохое состояние здоровья, семейные обстоятельства, принадлежность к национальным меньшинствам, плохое экономическое положение, общественный уклад, не позволяющий учиться некоторым категориям людей и другие.

Однако, без грамотности человеческое сообщество не сможет достичь положительных результатов по ликвидации нищеты и голода; обеспечению здорового образа жизни и гендерного равенства, рационального использования водных ресурсов и санитарии, доступа к современным источникам энергии, полной и производительной занятости и достойной работе; сохранению и рациональному использованию природных богатств и другим направлениям.

Особенный момент – грамотность и образование для взрослых. Взрослые люди с низким уровнем грамотности и образования естественным образом становятся не конкурентоспособными во всех сферах жизни: экономической, политической, культурной, а с ними и члены их семей. Поэтому столь важна работа в направлении образования для всех, в независимости от возраста, которая ведется уже многие годы на мировом уровне. ЮНЕСКО регулярно, раз в 12 лет, проводит Международные конференции, посвященные образованию взрослых, начиная с 1949 года. Сегодня, в 2022 году состоялась седьмая конференция в Марракеш (Королевство Марокко). В работе Маракешской конференции принимали участие представители тех организаций Узбекистана, которые формируют и продвигают политику в области образования, в том числе обучения и образования взрослых.

В стремительно изменяющемся мире, стало сложнее быть успешным и востребованным только с одним образованием, полученном раз и на всю жизнь. И задачей государства становится обеспечение условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых, у которых не всегда есть возможность выделения времени или финансов для получения новой профессии или обновления своих знаний в общепринятой формальной системе образования.

В законе «Об образовании» от 23 сентября 2020 года закреплено следующее:

– Статья 19. Обучение и образование взрослых являются центральными компонентами обучения на протяжении всей жизни, которые включают все формы образования и обучения, направленные на обеспечение участия взрослых в жизни общества и трудовой деятельности, а также охватывают всю совокупность процессов формального, неформального и информального образования.

Во всем мире большую работу в сфере неформального образования проводят неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием. Узбекистан не исключение в этом вопросе. Так, благодаря поддержке со стороны Института по Международному Сотрудничеству Немецкой Ассоциации Народных Университетов (dvvinternational) в Узбекистане, в 2019 году Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» провел исследование «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития». По итогам данного исследования был подготовлен отчет, результаты которого показали, что существует высокая потребность в обучении – среди молодежи 24−33 лет нехватку знаний и навыков ощущают 70,8%, в возрасте 34−43 лет – почти 60 %, в возрасте 44–60 лет – около 39 %, но при этом у населения мало информации о имеющихся возможностях для образования посредстом НОУ (негосударственных образовательных учреждений), так: 50% респондентов знают о негосударственных образовательных учреждениях и лишь 38% хотели бы обучаться в подобных программах. Отсутствие интереса к неформальному образованию объясняется тем, что обладание дипломом государственного образца, гарантирует устройство на работу или продвижение по службе, а результаты неформального обучения не имеют официального признания. Также существует нехватка в квалифицированных педагогических кадрах для такой, можно сказать специфической сфере, как обучение взрослых.

Одними из тех, кто занимается их подготовкой в Узбекистане, являются негосударственные образовательные организации – Ассоциация преподавателей английского языка Узбекистана и «Махорат и Менеджмент», которые обеспечивают качество образования и внедряют международные стандарты в образовательный процесс с использованием информационных технологий, совершенствование учебных программ и материалов на основе широкого применения современных педагогических технологий и методов обучения. Организации активно сотрудничают национальными государственными и негосударственными образовательными учреждениями и реализует краткосрочные и долгосрочные образовательные проекты совместно друг с другом и зарубежными партнерами (Европейский фонд образования, экспертная организация Германии SES, посольство США в Узбекистане, Университет Весбстера в Ташкенте и др.).

Высокий уровень развития образования взрослых существует в Германии, Финляндии, Дании, Южной Корее, Сингапуре. В этих странах, для стимулирования и поддержки людей в получении дополнительного образования действуют различные практики: ваучеры на обучение, создание возможности для посещения курсов в рабочее время, с сохранением полного заработка и рабочего места за человеком, выделение финансовых средств возрастным сотрудникам на переобучение, получение образования через специальную систему МООК – массовые открытые онлайн-курсы т.д.

Еще одним аспектом образования взрослых является информальное образование, которое человек получает с момента рождения и на протяжении всей жизни. В любой своей деятельности – общении с окружающими, игре, наблюдении за действиями других, чтении книг, приготовлении пищи, уходе за домашними животными человек приобретает навыки, которые, при соответствующих усилиях и практике, могут перерасти в квалификацию. Например, кто-то умеет хорошо готовить и украшать блюдо; разбирается в ремонте бытовой техники; пишет статьи и рассказы, и т.д., но без документального подтверждения качества и соответственного уровня имеющихся навыков, они не могут устроится на официальную работу по этим направлениям.

И здесь на первый план выходит потребность в механизмах оценки и признания результатов неформального и информального обучения, так как решение этого вопроса приведет к повышению занятости трудоспособного населения и как результата увеличение производительности, уровня и качества жизни, снижения нагрузки на социальную сферу. Не столь важен путь, каким человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Признание обучения вне формальных учреждений образования имеет много разновидностей: собеседования, экзамены, тесты, наблюдения за работой. Одна из форм признания результатов обучения это валидация – признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения. Основная цель валидации неформального и информально обучения– дать возможность всем гражданам подтвердить свои знания, навыки и умения, которые они приобрели вследствие обучения, работы, определенных видов деятельности и собственных усилий.

Но в процессе признания любым из них, важнейшую роль играет оценка. Оценка становится единственным способом обеспечения качества, поскольку сам процесс обучения, с трудом поддается контролю. В зависимости от уровня формализации в процессе признания оценка может варьироваться от простой фиксации способностей кандидата до полной сертификации. Кроме того, необходим тщательный контроль по соблюдению самих процедур оценки, возможно, путем периодического выборочного контроля. Открытость и доступность всего процесса валидации является одним из важнейших условий в достижении ее цели – широкого признания ее значимости в решении таких всеобъемлющих задач, как обучение в течение всей жизни, трудоустройство и социальная интеграция.

Хочется обратить внимание, что право на образование на протяжении всей жизни является не только правом, но и необходимостью современного мира. Обеспечение же качественного непрерывного обучения и признание результатов альтернативного образования являются ответственностью государства по отношению как к отдельному гражданину, так и к обществу в целом.

 

Нонна Сафарова

Национальный центр по правам человека