$
 12705.00
-6.0
 13543.53
5.04
 136.11
-0.2
weather
+26
Вечером   +14°

Особенности оформления получения электронной цифровой подписи – разъяснение эксперта

эцп

XXI век – век высоких информационных технологий. Без сомнения, наша жизнь кардинально изменилась с их внедрением, а появление интернета положительно повлияло на все сферы общества.

Благодаря передовым инструментам коммуникационных технологий, таких как электронная почта, мобильные телефоны, приложения для обмена сообщениями, социальные сети, упростился способ общения.

Инновационные технологии – наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность. Благодаря таким технологиям так или иначе упрощается жизнь людей, становится комфортнее, на уровень выше.

В настоящее время электронные документы все больше находят свое применение в различных областях и сферах деятельности человека. Электронный документооборот увеличивает возможности применения документов, повышая эффективность функционирования любой организации. Следуя примерам государств, где электронный документооборот нашел свое яркое отражение в модернизации государственного управления и беспрепятственном оказании интерактивных услуг населению, Узбекистан перешел на путь внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс управления, движения документов в организациях для автоматизации основных этапов жизненного цикла документов, в частности, по формированию, обработке, маршрутизации, контролю движения и исполнения документов, учету, архивному копированию и хранению.

В нашей стране создана нормативно-правовая база для развития и распространения информатизации и информационно-коммуникационных технологий во всех областях, и одним из последних законодательных актов в этой области является закон «Об электронной цифровой подписи», который призван регулировать отношения в этом направлении.

В законодательстве дано определение средств электронной цифровой подписи и механизм их использования. В частности, определено, что это совокупность технических и программных средств, которые обеспечивают создание электронной цифровой подписи в электронном документе, и служат подтверждением ее подлинности, а также создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи.

Требование к средствам электронной цифровой подписи – обязательная сертификация в соответствии с требованиями информационной безопасности и в порядке, установленном законодательством.

При оказании государственных услуг допускается использование средств электронной цифровой подписи, разработанных на основе национальных и международных (региональных) стандартов. При этом для электронных документов, содержащих ограниченную к распространению информацию, могут предъявляться дополнительные требования к ключу электронной цифровой подписи.

Для его получения необходимо обращение физических и юридических лиц в Центр регистрации ключей электронных цифровых подписей, который на основе заключения договора осуществляет регистрацию в области использования электронной цифровой подписи. После выдачи ключа электронной цифровой подписи как физические, так и юридические лица получают свободный доступ ко всем видам государственных услуг, для которых необходимо его наличие.

Для того, чтобы получить сертификат ключа электронной цифровой подписи физическое или юридическое лицо должно подать в центр регистрации заявления о выдаче или регистрации сертификата ключа электронной цифровой подписи.

Срок рассмотрения – один рабочий день. Центр регистрации выдает физическому лицу сертификат ключа электронной цифровой подписи после подтверждения личности заявителя на основе предъявления документа, удостоверяющего его личность. Физическое лицо должно также предоставить свой персональный идентификационный номер и сведения о цели использования ключа электронной цифровой подписи. 

Для выдачи ключа электронной цифровой подписи юридическому лицу ему необходимо предоставить сведения об идентификационном номере налогоплательщика юридического лица, а также доверенность с указанием сведений о работнике, который получает сертификат ключа электронной цифровой подписи юридического лица и документа, удостоверяющего личность такого работника, указанного в доверенности, а также цели для использования ключа.

Срок действия сертификата ключа электронной цифровой подписи – не более 24 месяцев с момента регистрации. Однако разрешено продление срока его действия не более двух раз.

Лейла Бурханова

Доцент Ташкентского государственного юридического университета