$
 12865.05
16.67
 13550.76
38.12
 116.73
-3.34
weather
+26
Вечером   +14°

Сумма причиненного потребителям ущерба в 2021 году составила более 150 млрд сумов

расчет

Сотрудники Агентства по защите прав потребителей подвели итоги работы в 2021 году.

Сообщается, что оказана помощь с разрешением потребительских вопросов 26 249 гражданам (в 2020 году была 21 тысяча обращений) и добились положительного результата в 84% случаев. В результате изучения поступивших обращений восстановлены потребительские права и интересы более 6,8 миллионов граждан республики (для сравнения: в 2020 году – 4 млн потребителей).

Анализ показывает, что больше половины проблем потребителей, а именно 51,5 процента жалоб, связано с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23,4 процента – с торговлей, 14,8 процента – с проблемами в сфере мобильной связи и интернета, с банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10,2 процента – с рекламой и другими вопросами.

В результате за прошедший год сумма причиненного потребителям ущерба составила более 150 миллиардов сумов (в 2020 году – 54,7 млрд сумов). В ходе разрешения обращений произведен перерасчет в пользу потребителей в размере 106,9 миллиарда сумов, что составляет 71 процент от определенной суммы. Нарушители прав граждан заплатили 13,7 млн сумов штрафа.

В сфере торговли потребителям произведен пересчет денежных средств в размере 2,7 млрд сумов. Благодаря содействию агентства 384 потребителям произведен обмен или замена различных товаров на общую сумму 2,8 млрд сумов (автомобили, автомашины, бытовая техника, строительные материалы, одежда, обувь и другие товары народного потребления).

Для систематического и оперативного рассмотрения проблем населения, существующих в коммунальной сфере, в каждой обслуживающей организации был организован прием потребителей на местах. На основании утвержденных графиков с августа 2021 года проводится прием граждан на региональных электро- и газоснабжающих предприятиях, а также по вопросам вывоза бытовых отходов. В частности, с 16 августа по 28 декабря на месте рассмотрены обращения 3960 потребителей, 59,7 % проблем потребителей разрешены на месте, по остальным даны соответствующие правовые разъяснения и приняты к подробному изучению. 

Также говорится, что проведена инвентаризация 40 действующих актов и даны заключения по 102 проектам готовящихся документов. Также агентством разработано 14 проектов нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, покупки фармацевтической продукции, а также по оценке воздействия нормативных документов на потребителей. По разработанным проектам документов подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в 5 законов по усилению защиты прав потребителей в сфере аренды, лизинга, ипотеки, потребительского кредитования и страхования.

Выяснилось, что в нашем законодательстве отсутствуют документы нормативно-правового характера, регулирующие отношения, связанные с перевозкой пассажиров непосредственно в метро (помимо Закона «О городском пассажирском транспорте», который не охватывает все аспекты этого вопроса). В то же время правила перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом четко регламентированы подзаконными актами нашей страны.

В этой связи агентством также был изучен передовой опыт зарубежных стран в этой сфере, нормативные акты, регулирующие правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе, безопасность пассажиров, порядок перевозки и хранения багажа, ручной клади, размещения коммерческих объектов и рекламы. Агентство представило в Министерство транспорта свои предложения по реализации мер для полного обеспечения прав и безопасности потребителей в метрополитене.