$
 12920.48
-7.79
 13436.01
-26.2
 130.17
0.51
weather
+26
Вечером   +14°

«Город не должен убивать своих жителей»: урбанист Аркадий Гершман предложил в хокимияте Ташкента несколько рекомендаций для улицы Навои

Гершман

В хокимияте Ташкента прошла встреча с урбанистом Аркадием Гершманом, который ранее ознакомился с проектом обновления улицы Навои. По рекомендациям зарубежного эксперта здесь предлагают увеличить количество регулируемых пешеходных переходов, дать приоритет общественному транспорту, создать направляющие островки безопасности, акцент – на доступную среду и компромисс интересов водителей и пешеходов.

Ранее «Газета.уз» в статье «Улицу Навои тоже решили превратить в шоссе» выступила с обращением к главе государства, где подчеркнули, что реконструкцию этого объекта начали без предварительного уведомления граждан. Среди выделенных недостатков – снижение количества пешеходных переходов, увеличение полос, появление бессветофорного проезда, отсутствие островков безопасности, приоритет – автомобилям и другие моменты. С ними можно ознакомиться здесь. После того материала хокимият созвал пресс-конференцию, внес небольшие коррективы в план обновления дороги. А 15 марта вновь пригласил представителей СМИ и всех желающих на встречу с урбанистом из России.

– Ташкент – город, чья транспортная инфраструктура сформирована в советские годы, страдает классическими проблемами модернистской застройки – магистральные улицы делались по нормативам загородных трасс, – рассказал Аркадий Гершман на встрече в хокимияте. – В итоге, когда началась автомобилизация, они плохо справлялись как с транспортной нагрузкой, так и провоцировали аварийные ситуации. В проекте для улицы Навои мы попытались наполнить уже сформировавшийся на момент нашего приезда проект дополнительными элементами, которые призваны обеспечить пропускную способность, и с другой стороны – обезопасить движение.

Он подчеркнул несколько основных аспектов, на которые решено было уделить внимание. Далее – некоторые цитаты из выступления урбаниста Аркадия Гершмана.

О безопасных переходах

Каждый из нас по умолчанию пешеход. Даже если вы передвигаетесь на машине, то от парковки придется идти до своего дома, магазина и других мест. Безопасные переходы – базис любой транспортной инфраструктуры.

Помимо цифр статистики я стал свидетелем аварии вживую. Никому не пожелаю попасть под колеса или быть за рулем в этот момент. Город не должен убивать своих жителей. Для этого и создается безопасная инфраструктура, которая призвана сглаживать ошибки и водителей, и пешеходов.

Безопасные переходы создаются там, где ходят люди. Надо учитывать точки притяжения и по максимально короткой траектории прокладывать переход.

Особенно они нужны вдоль школ и соцобъектов.

О заборах

Забор – не панацея. Люди будут пытаться «хакнуть» систему, обойти, в прямом смысле его перелезть. От этого не будет хорошо ни водителям, ни пешеходам.

Почему не работают надземные и подземные переходы?

Это решение нормально работает на загородных, скоростных трассах. Когда люди в городе переходят через дорогу без пешеходного перехода, это не потому что они такие плохие или менталитет. Это из-за того, что мы все так устроены, в нас сформировался простой подход: мы стараемся экономить энергию, поэтому не ходим кругами, а по максимально короткой траектории. Поэтому в таких местах люди всегда будут переходить «по земле», если есть разрыв и им кажется, что тут безопасные для этого условия.

Такие надземные и подземные переходы создают иллюзию безопасности для водителя, что там не появится пешеход, а значит, можно ехать комфортно, быстро. Это популярная проблема многих постсоветских городов.

О доступной среде

Надземные и подземные переходы лишают возможностей для создания доступной среды. Я сейчас говорю не только о людях с инвалидностью или молодых родителях, каждый из нас, если сломает ногу, станет маломобильным. Один надземный или подземный переход может отрезать от полноценной жизни в городе.

В рамках работы над проектом по улице Навои мы стремились соблюдать важное правило – нерегулируемый пешеходный переход может быть только там, где он идет через одну полосу, потому что здесь водитель может вовремя заметить переходящего дорогу человека, вовремя среагировать.

Если же больше одной полосы, то должен быть светофор. К примеру, стоит машина со стороны тротуара, она для автомобиля во втором ряду просто закрывает подходящего человека. По ПДД на таких, нерегулируемых переходах машины должны останавливаться, если одна из них затормозила. Мы же знаем, что все могут ошибаться.

Пешеходные переходы с контрастной подсветкой

Это значит, что там будет другая температура освещения. Переход также в темное время будет выделяться. Пешеход может быть ярким или темным пятном на фоне, а значит, водители смогут вовремя его увидеть. Этот подход применяются в разных странах. Хочется верить, что на Навои это тоже появится.

О гуманизации асфальтовых полей

За последние годы функция площади в городах трансформировалась из общественного пространства в транспортные развязки. В случае Ташкента некоторые площади занимают территорию нескольких кварталов. Для человека без автомобиля ее бывает сложно пересечь. А для человека в автомобиле это такая асфальтовая пустыня, определенный вызов с конфликтами и непониманием.

Асфальтовые поля плохо влияют на экологию. Вода не уходит в землю, она нагревается, начинается испарение. А летом дорога превращается в «сковородку». Если же мы создаем экосистему, высаживаем деревья, то налаживаются экопроцессы, появляется тень.

Переходы добавили

На перекрестке у цирка пока движение осуществляется прямо, дублеры с поворотами – только направо. Коллеги подготовили проект, который предусматривал возвращение поворотов. Мы немного изменили проект, добавили туда пешеходные переходы. Это не значит, что автомобили будут стоять, когда люди переходят. Пешеходы будут идти в то время, когда станут поворачивать другие машины. Это компромисс – комфортно и удобно будет всем. Никаких заторов не сформируется.

Удалось сформировать выезд со стороны рынка Чорсу для автобусов.

В целом из асфальтового поля получаем понятный переход, где пешеходы сразу поймут, куда и как идти, это будет безопасно. Автомобилисты получают новые направления и возможности экономить время в движении, общественный транспорт получает приоритет.

Большие транспортные развязки ухудшают трафик

Ликвидация конфликтных точек – когда одним нужно повернуть налево, другим ехать прямо. Из-за этого случаются аварии. Особенно опасно, когда поворачивают несколько машин, тогда одна загораживает вид для следующих автомобилей.

Когда убирают конфликтные точки, может немного снизиться пропускная способность, но зато получается более безопасная среда. Это тоже один из способов борьбы с пробками. Когда ваши улицы, дороги, развязки провоцируют конфликты, вы получаете аварии. Борясь за безопасную пешеходную среду, мы боремся в том числе с пробками.

Во всех развитых городах мира сначала безопасность, потом пропускная способность. Когда мы говорим об улицах, то в приоритете пешеходы, велосипедисты, потом общественный транспорт и потом автомобили. Мы тоже старались этого придерживаться.