Каждый ли с камерой — фотограф? Ташкентские фотографы рассказывают о своей профессии

июл 02 / 2018

Лет так пять назад интернет облетела одна шутка, которая вызывает улыбку по сей день. Точного автора я, к сожалению, установить не смог, но звучит она примерно так:

«Когда Веру Кобылкину уволили из столовой за котлеты, она решила стать фотографом.

«Принимаю заказы» — написала она в социальной сети. Потом подумала и добавила: «Еще есть свободные даты». А поразмыслив — «В июне снимаю в Париже, в августе — на Антильских островах».

Ей давно нравилось слово «Антильские», а в Париже она была с мамой прошлым летом.

Однако, этого казалось мало. Нужен был псевдоним. Короткий и, вместе с тем,  загадочный.

«Вера Верина» — придумала она. Безумно, истово и ярко. Она посмотрела на себя в зеркало. «Нужно покраситься. В огненно-рыжий!. И кеды. И пирсинг. И курить».

«Фотоаппарат!» — вдруг вспомнила Вера.»

Действительно, благодаря активному развитию цифровой техники, фотоаппараты стали более доступными. Да что там говорить, любой смартфон сегодня оснащён довольно неплохой камерой. И в каждом из нас хоть раз просыпался «немного фотограф». Будь то съемки на зеркальную камеру для семейного альбома или на мобильный телефон для Instagram. Впрочем, шедевры получается сделать далеко не всем.

Как достичь мастерства в фотографии? С чего начинать новичкам? И кто они — фотографы Ташкента? Об этом мы побеседовали с талантливыми фотографами, которые совсем не похожи на Веру Кобылкину. Даже наоборот — их работы заставляют замирать, глядя на них, и восхищаться. Хотя судите сами, это только моё личное мнение.

 

Виктория. Смотрит на мир через объектив. Начинала работать с фотографией ещё с плёночной камеры.

[ссылка на профиль в фейсбуке: https://www.facebook.com/ToryPhotocrumb ]

 

Виктория:

Фотография для меня сродни картин, которые мне хочется нарисовать, но мне лень. Собственно, потому и фотографирую. Впервые в руки попал фотоаппарат в раннем детстве. Плёночные фотоаппараты в моих руках безбожно стирали свои ресурсы в краткие сроки, в ближайших магазинах скупалась вся плёнка. Не обращая на круглые глаза и мазольные пальцы над кнопкой «печать» в местном фотосалоне, я всегда возвращалась от них с увесистой пачкой горячих карточек. Но когда наступила эра цифровых фотоаппаратов, я далеко не сразу перешла на этот формат. До сих пор тоскую по ламповым фотокарточкам без всякого фотошопа и прочей мистики, которую хочешь не хочешь, а порой приходиться «подправлять». Но все же купила себе зеркалку CANON 650D, и в принципе менять не планирую. Объектив 18-135, позволяющий работать в любом жанре, невзирая ни на какие условия. Я начинала с пейзажей и прошлась по всем остальным пунктам, включающих в себя макро, портреты, торжественные мероприятия. Для себя фотографирую стрит и природу, для людей знакомых и не очень — портреты по состоянию их души и желания увидеть то, что они хотят.

alt

Что для вас хорошая фотография? Какими составляющими она должна обладать? Что влияет на ценность фото?

Хорошая фотография конкретно для меня может быть абсолютна любая. Она может быть размытой, расфокусированной, с завалами. Единственное, что её испортит - это «шумы». Приемлем только тот момент, когда я намеренно её такой делаю. Хотя это называется «зернистость». А на ценность фото влияет моё личное удовлетворение и влюблённость в этот кадр. Чужое мнение меня порой совершенно не волнует. Хотя я обязательно согласовываю какое-либо шаманство над проведённой работой под заказ.

 

Фотографами рождаются или становятся? То есть, это природный дар или этому нужно учиться?

Всему можно научиться, стоит только захотеть. Человек существо упрямое. Но в моем случае – гены родителей-художников. И я переняла их взгляд мира на своё хобби под название фотограф. Я на людей вокруг себя смотрю, размышляя, какой же ракурс лучше отобразит ту или иную черту индивидуальности. Приметные и не очень улочки города или какие-либо ещё движимо-недвижимые объекты стойко терпят или не замечают моё пристрастное изучение. На это не уходит много времени. Это легко. Нет смысла порой снимать все по окружности, важен удачный кадр, который затмит сразу все прочие. Какой смысл тратить время и порой упускать момент? А если таковой уже упущен – нуу и лааадно, я еще кучу всего интересного по дороге сюда отметила галочками.

 

С чего нужно начинать человеку, который хочет качественно снимать?

Нужно хотеть фотографировать. Любить фотографировать. Не печалиться о неудачных карточках и неправильно выставленном балансе белого. RAW в помощь.

alt

В Ташкенте есть люди, которые понимают, как и что снимать?

Как ни странно, их безбожно мало. Нет, многие красиво могут отснять, спустя тысячи кадров ради пары аватарок. Но жажда денег побеждает в этой борьбе называться искусным фотографом. У меня лично гораздо больше не заинтересованных в выгоде сего действия, но карточки они делают потрясающие. И они мне нравятся втройне больше, чем те, кто кричит о том, что он профессионал и у него куча клиентов. Сама я лично, не имея настроения или вдохновения, не стану фотографировать модель или какие-то предметы. Попрошу повременить, к примеру, если вдруг подруга захотела устроить сет. А без плана действий или представления, как всё предположительно выйдет, работа получится «без души», и будет казаться серой и унылой, пусть даже если клиенту понравится. А я без любви не целуюсь.

 

Если все любители станут делать фото профессионально, не наступит ли тогда переизбыток фотографов? Сейчас есть этот переизбыток?

Мне жалко людей, которые попадаются на крючок из ворованных фотографий в профиле сайта с объявлениями или пылкие заверения друзей этого начинающего шарлатана. Но как говорится, у кого что-то есть, надо сделать, как минимум, так же. Были эксцессы, когда такие персонажи похвалятся мастерством, а в итоге селфи на личном мобильнике и то симпатичнее и живее выглядели. А я душа добрая. Бежала за своим новеньким агрегатом, судорожно настраивала в сложном на первый взгляд «мануал» и спасала, как могла, своих неудачливых подопечных. «Стыд и позор!» — хочется кричать таким неблагодарным. Для моей тонкой души это сродни кощунству. Но с другой стороны – очень хочется, что если снимают, то развивались дальше. И летели отсюда куда подальше, терроризировать терпение и набираться опыта. Путешествие с любым фотоаппаратом легко расположит к изучению данного искусства. Проверено на собственном опыте.

alt

Что для вас есть в Ташкенте, чего нет в других городах?

Если совсем на чистоту, мне уже давно скучно здесь снимать. И я потеряла нить эксклюзивности каких-либо достопримечательностей. Все настолько «заезжено», что иногда трудно выделиться среди всех. Спасают только необычные ракурсы, фантазия и возможно искусственные декорации. Но последние не в моем стиле. Меня привечают отдаленные массивы, где, если кто-то и был, но совсем мало. А лучше никто, хотя бы из местного населения.

 

Есть ли у вас любимые локации в Ташкенте?

Были, но сейчас не осталось почти. А многие пали от молотков разрушителей и перестройщиков города. Порой включаю себе слезливую песню и смотрю слайд шоу тех счастливых времен. Эх…

alt

Как это быть фотографом в Ташкенте? Можно ли здесь хорошо на этом зарабатывать? Какие съёмки у нас чаще заказывают?

Я не знаю. Но постараюсь как-то описать то, что вижу или слышу. Так как тут «шоковый перегруз» кратковременных и, к сожалению, нескончаемых энтузиастов, то, может, и стоит набить руку, а зарабатывать остается методом «валить отсюда в закат за грань», либо вытворять что-то поистине экстраординарное, спорное. Должна быть некая неизменная, но узнаваемая фишка. Если взлетит, то держаться этой планки и поддерживать огонь постоянным топливом.

Какие работы часто актуальные… думаю, что портреты. Подарочные, праздничные, кто-то учится работать с моделями. Но ни одна свадьба не проходит без фотосессии. Это уж точно!

alt

Какие снимки получаются лучше: спонтанные или подготовленные?

У меня лично мнение насчёт видения своей собственной работы с фотографией может измениться много раз, пока я еду в такси на встречу. Люблю менять локации. Конечно, и не обходится без совершенно спонтанных кадров «пузом». Они могут иметь совершенно иной жанр от следуемого и ожидаемого, но порой попадают в топ любимых.

Для меня это спорный вопрос. Я могу забыть частично или весь реквизит и в итоге вся планируемая фотосессия перерождается в нечто иное, но не менее увлекательное событие с совершенно непредсказуемым финалом.

 

Антон Папин. Занимается фотографией с 2012 года. Использует NikonD750 и телефон, как он сам говорит, по настроению.

[ссылка на профиль в фейсбуке: https://www.facebook.com/anton.papin ]

 

Антон Папин:

Снимаю в основном улицу, делаю формалистические зарисовки, иногда снимаю людей, когда они просят. Так как фотография – не моя основная работа, я могу позволить себе фотографировать на что угодно, не заботясь о качестве, а сосредотачиваясь на процессе и композиции.

alt

Что для вас хорошая фотография? Какими составляющими она должна обладать? Что влияет на ценность фото?

Хорошая фотография – та, на которую приятно смотреть. Здесь всегда играет несколько факторов – цвет, свет, композиционное решение, интересный сюжет. В любом случае, фотография – это высказывание на визуальном языке, и она складывается, когда автору хочется и есть что сказать.

 

Фотографами рождаются или становятся? То есть, это природный дар или этому нужно учиться?

Тут нужно уточнить, о каких фотографах речь. Человек, который знает и понимает основы работы фототехники, принципы композиции – может делать грамотные картинки, этому можно научить, и это несложно. Вообще, как я уже говорил, фотография, на мой взгляд, выражает мысль автора через визуальный язык. И у этого такие же принципы, как и у других языков – можно научить человека писать, говорить, строить правильные фразы, но он от одного этого не станет великим писателем. Я люблю фотографии, которые создаются через рефлексию происходящего – человек идёт в мир, в мире происходят события, человек реагирует на них через снимки. Это практически всегда точно передаёт, что у человека внутри. И здесь не получится приукрасить или дофотошопить. Тут нужно быть хорошим человеком.

alt

С чего нужно начинать человеку, который хочет качественно снимать?

Снимать качественно на продажу – почти всегда вопрос техники и уровня владения ей. И если техника в последние 5-6 лет уже дошла до такого уровня, когда можно получить хороший инструмент за небольшие деньги, то знания всё равно нужны. И хотя объём небольшой, кажущаяся простота нажатия на кнопку внушает многим иллюзию, что она неважна. Но в коммерции это частенько сильно усложняет жизнь.

 

Начать можно с четырёх статей Википедии – «светочувствительность», «дифрагма (оптика)», «фокусное расстояние» и «выдержка (фото)». Или с инструкции, которая идёт в комплекте практически с любой камерой. Это дело пары вечеров и требует только желания.

 

Что же касается некоммерческой творческой фотографии, то кроме базовых знаний нужно быть личностью. Развивать кругозор, знание о культуре, искусстве и эстетике в целом. По той же аналогии с языком, мало знать слова, нужно говорить, и говорить интересно.

 

В Ташкенте есть люди, которые понимают, как и что снимать?

Люди есть практически везде, есть и в Ташкенте. Другой вопрос, совпадают ли интересы авторов и общества, а так же художественных организаций, кураторов и организаторов выставок. Людей, которым есть что сказать, достаточно много. Они находят свою аудиторию, со временем. И Ташкент тут ни при чём – в наше время всегда есть готовая трибуна в интернете. Моя собственная аудитория давно размазана по планете.

 

Если все любители станут делать фото профессионально, не наступит ли тогда переизбыток фотографов? Сейчас есть этот переизбыток?

Советский Союз ликвидировал безграмотность, но от этого не появилось армии Пушкиных и Лермонтовых. Научиться делать осознанно качественные картинки несложно. Но спрос на них будет небольшой. Людям интересны личности, истории, концепты. Тут вопрос не в профессии, тут нужно обладать особыми личными качествами, и личностей во все времена было немного.

alt

Есть ли черты, характеризующие именно ташкентскую фотографию?

Ташкентская фотография почти всегда немного протестна и претенциозна. Мне в ней часто не хватает тихой созерцательности, чистой эстетики. Она почти всегда резковата и прямолинейна. Но я думаю, что это скорее дух времени, чем места. И мне интересно посмотреть, к чему всё придёт лет через 15-20.

 

Что для вас есть в Ташкенте, чего нет в других городах?

В Ташкенте есть дом. Это достаточно забавно, но из-за ташкентской планировки, неважно, куда ты пойдёшь – прямо, налево или направо – скорее всего однажды вернёшься домой. Это невыразимо тёплое чувство внутри, из-за которого можно часами топтать залитые горячим солнцем дороги.

 

Есть ли у вас любимые локации в Ташкенте?

Я люблю старый город, Чорсу, Чагатай, Сузук-ота, махаллю Самарканд Дарвоза и дальше, а ещё старые европейские районы с запахом больших деревьев и огородов. В новом глянцевом городе мне плохо – он режет глаза отражениями солнца в окнах и блеском фальшивых позолот. Кроме того, в нём нет людей. Как фотографу, мне очень важны люди, обжитость, уютность пространства. Увы, это ушло из центра к окраинам. Увы, мы продолжаем возводить стеклянно-бетонных монстров, вместо скамеек, тенистых аллей по нескольку километров и тихих зеркальных прудов.

alt

Как это быть фотографом в Ташкенте? Можно ли здесь хорошо на этом зарабатывать? Какие съёмки у нас чаще заказывают?

Я не зарабатываю фотографией, лишь иногда соглашаюсь поработать для друзей. От коллег и знакомых знаю, что заработать непросто, так как рынок фотографов наводнили люди с техникой, которые часто не вкладываются в процесс никак, делают работу топорно и низкокачественно. Новички часто сильно демпингуют цены, так как покупают оборудование б/у недорого и не тратятся на обучение. Но со стороны потребителя и нет высокого спроса на оригинальность и авторский стиль, люди смотрят только на низкий ценник. Увы, аудиторию годами и десятилетиями кормили одной и той же официозной эстетикой, с режущим глаза блеском от фальшивой позолоты, и на такого же качества съёмки и есть спрос.

 

Что касается типов съёмок, я бы сказал, что больше всего денег у свадебщиков, но там и самая высокая конкуренция. Портреты часто можно получить недорого и бесплатно, и иногда даже неплохие, если обратиться к новичкам. А в рекламу у нас редко вкладываются, по моим наблюдениям, по крайней мере, непосредственно в съёмку – очень часто просто копируют аналоги, иногда переснимая сюжеты заново, а иногда просто немного заплатив ретушёру.

 

Какие снимки получаются лучше: спонтанные или подготовленные?

Лично я никогда не готовлюсь к съёмкам больше, чем просто продумывая место и время. Для меня в подготовке теряется весь смысл фотографии как рефлексии, реакции на мир. Впрочем, это всего лишь мой опыт.

alt

Побеседовал с нашими гостями — и сразу захотелось взяться за камеру. У вас так же? Дерзайте. Главное, чтобы у вас не получилось так же, как у Веры Кобылкиной.

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *