Статистика: детская смертность и детский травматизм на дорогах Ташкента
12 декабря 2017, 12:32 1306 просмотров

alt

Переход улицы на красный свет светофора — типичная картина для Ташкента.

К одной из прогрессирующих социальных опасностей, в том числе и в Узбекистане, относится детский травматизм и детская смертность на дорогах. Почти половина из жертв ДТП — пешеходы, при том что, вопреки устойчивому мнению, в 95% случаев ДТП происходит именно по вине водителей.

Так, в Ташкенте, в 2016 году по вине пешеходов произошел 81 случай происшествий на дорогах, что составило около 5% от всех случаев ДТП в городе. Статистика вещь упрямая, с ней не поспоришь. Мы не будем дискутировать много это — 5% или мало. Когда речь идет о жизни детей любая положительная статистика удручает. Важнее понять, как изменить ситуацию. Ни для кого не секрет, что дети моделируют поведение своих родителей, и безусловно, большая часть вины, что в этих пяти процентах, есть наши дети, лежит на родителях, которые нет-нет, да и перебегут дорогу с ребенком в неположенном месте или, что вообще не имеет оправданий — на красный свет, наплевав на правила и собственную безопасность.

alt

Еще 8 лет назад в нашей стране автовладельцем был каждый двадцатый житель, сейчас — 1 автомобиль приходится на каждого одиннадцатого, и это при значительном демографическом росте. Автопарк вырос с 1,6 до 2,9 миллионов единиц. С учетом роста количества автомобилей на наших дорогах, можно говорить в целом, об отрицательной динамике роста ДТП, приходящихся на один автомобиль. Аварий, казалось бы, должно было стать больше, но не стало. К примеру, по данным ГУВД Ташкента, количество ДТП имеет тенденцию к снижению в среднем до 10% в текущем году, по сравнению с прошлым годом.

Возможно, что уменьшение почти в 2,5 раза количества травмированных детей в результате ДТП (диаграмма 1), может свидетельствовать о том, что участники дорожного движения становятся менее агрессивными в вождении, все чаще соблюдая такие простейшие меры, как ограничение скорости и сохранение дистанции. Сказались и принимаемые государством меры, в том числе и такие, казалось бы, радикальные, но совершенно необходимые, как ужесточение наказаний в виде увеличения суммы штрафов или лишения водительских прав за нарушения ПДД, открытие новых развязок, реконструкция дорожного покрытия, установление ограждений, препятствующих пешеходам переход автомагистрали в неположенном месте, увеличение количества качественной дорожной разметки — знаков и пешеходных переходов. Установление на многих перекрестках видеокамер с возможностью фиксации нарушений ПДД, стало и технологическим и статистическим прорывом в профилактике предупреждений подобных нарушений. Этот пример внедрения инновационных технологий на наших автомагистралях — вселяет оптимизм. Безусловно, важным фактором в профилактике ДТП среди детей и подростков являются еженедельные практические занятия и лекции, которые проводят работники ДПС каждый четверг с детьми в детских садах, школах, лицеях и в колледжах. Тем не менее, несмотря на все принимаемые меры, до нулевых показателей аварийности еще далеко, и цифры, характеризующие травматизм на дорогах столицы — удручающие.

Конечно же, каждый родитель должен понимать ответственность, которую он несет за жизнь и здоровье своего ребенка. Использование специальных кресел, ремней безопасности при транспортировке детей, а также светоотражающих элементов на одежде и других простых предупреждающих мер безопасности, вкупе с разъяснениями элементарных правил поведения на улице, значительно снизят риски травматизма наших детей — будущего нации и государства.

alt

За 8 лет на дорогах Ташкента в результате ДТП погибли 120 детей.

Как показывает статистика дорожно-патрульной службы Ташкента, большинство ДТП происходит по вине именно автовладельцев.  И в 2016, и в 2017 году массовая доля таких ДТП составила свыше 95% от всех произошедших случаев, и только в 4-5% случаев виновниками нестандартных ситуаций на автотрассах столицы стали пешеходы. Такой разброс цифр видится вполне закономерным — ведь основными участниками дорожного движения являются все-таки автомобилисты.

alt

За пять лет количество ДПТ с участием детей снизилось на 42%, достигнув показателя в 271 случая в 2016 году. Относительно общего количества ДТП, процентное соотношение аварий с участием детей в Учтепинском, Юнусабадском, Шайхантахурском Чиланзарском и Яшнабадском районах — снизилось, показав местами динамику до 7%. Однако в Алмазарском и Миробадском районах наблюдается рост ДТП с участием детей на 2 и 1% соответственно (диаграмма 2)

Какой район безопаснее?

Наиболее опасными являются дороги Алмазарского, Юнусабадского и Учтепинского районов столицы, составляя тройку лидеров по количеству ДТП, в результате которых травмированы дети (диаграмма 3).

Причин данному факту может быть несколько: высокая плотность заселения массивов, недостаточный уровень подготовки водителей, низкое качество дорожного полотна. Однако, если учесть демографические показатели, то картина пусть и не кардинально, но поменяется. Например, в Алмазарском, Юнусабадском и Учтепинском районах проживают от 80 до 100 тысяч детей, тогда как в Бектемирском районе количество проживающих детей приблизительно равно 10 тысячам, в Яккасарайском — 28, в Мирабадском — 30, в Чиланзарском — 62 тысячи, в Мирзо-Улугбекском — 66 тысяч, в Шайхантахурском — 95 тысяч детей.

Если сравнить цифры и показатели, имеющие место на 26 ноября текущего года, то Юнусабадский район по безопасности для детей, с учетом их количества, проживающих в этом районе, существенно уступает Шайхантахурскому району, где количество ДТП с участием детей, почти в 2 раза меньше. То же можно сказать о Мирабадском районе по сравнению с Яккасарайским. При практически равном количестве проживающих в этих районах детей, Яккасарайский район отметился наиболее низким количеством ДТП с участием детей.

alt

Так, наиболее безопасными являются Яшнабадский и Шайхантахурский районы, где одно ДТП приходится в среднем на три с половиной тысячи проживающих здесь детей. Неплохие показатели у Яккасарайского, Алмазарского и Сергелийского районах, где одно ДТП с участием детей, приходится на каждого трехтысячного ребенка. Менее приятная картина в Юнусабадском районе. Кроме того, на этот район приходится большое количество жалоб пешеходов на сложность перехода автотрассы на нерегулируемых перекрестках.

alt

Вопреки устойчивому мнению, в 95% случаев ДТП происходит по вине водителей авто.

В Бектемирском районе, даже при имеющейся минимальной численности проживающих здесь детей и подростков, если верить статистике, уровень травматизма детей в ДТП наиболее высокий — каждый тысячный ребенок подвергается здесь опасности попадания в нестандартную ситуацию на дороге. 

Дороги, которые ломают судьбы

Количество ДТП за 2015-2017 гг. значительно уменьшилось, заметно снизилась аварийность. Но статистика гибели детей на дорогах не вызывает оптимизма. Так, количество и процентное соотношение смертельных случаев в ДТП с участием детей в 2017 году относительно 2016 года выросло. При общих показателях ДТП с участием детей в 2016 и 2017 годах, равных 271 и 192 случаев соответственно, — в 2016 году смертность детей в ДТП составила 11 случаев, что равно 4% от количества ДТП, а в текущем году уже к 26 ноябрю зафиксировано 12 случаев ДТП с летальным исходом, составив 6% от общего количества ДТП с участием детей (диаграмма 4).

Диаграмма 4

alt

Конечно, статистика смертности детей на дорогах, в зависимости от районов города разная, часто резко противоположная. Объяснение этому может быть одно — относительно низкий уровень ДТП с участием детей в целом по городу может показать значительный дисбаланс в разрезе районов, даже в результате одного-двух ДТП.

В 2016 году в Юнусабадском районе в результате ДТП погиб 14 летний подросток-пешеход. В Алмазарском районе за тот же период произошло 4 ДПТ со смертельным исходом. Возраст погибших детей 2, 4, 6 и 11 лет. Учитывая их возраст, можно предположить, что они были в сопровождении взрослых. В Шайхантахурском районе — 3 случая ДТП с летальным исходом детей в возрасте 7, 10 и 12 лет. В Сергелийском и Мирабадском районах погибли по одному ребенку. В то же время в Учтепинском, Бектемирском, Мирзо-Улугбекстком, Яккасарайском и Чиланзарском районах — ДТП со смертельным исходом не зафиксированы.

В 2017 году подобное развитие событий отмечается в Юнусабадском, Мирабадском и Сергелийском районах. Заметно снизилось количество ДТП со смертельным исходом и в Алмазарском районе. Увы, статистика ДТП в других районах столицы не радует. Так, например, в Мирзо-Улугбекском районе произошло за этот год уже 3 ДТП со смертельным исходом детей. В двух случаях оба ребенка 10-летнего возраста стали участниками ДТП будучи пешеходами, в третьем случае ребенок находился в автомобиле. В Учтепинском районе произошло 2 происшествия на дороге, в результате которых погибли дети 2 и 13 лет, в Яккасарайском районе погиб ребенок, который находился в машине участника ДТП.

Всего же за 8 лет на дорогах Ташкента погибли 57 и травмированы 1182 ребенка в возрасте до 8 лет. В более старшей возрастной категории — с 8 до 16 лет — погибли 63 ребенка, а травмы получили 1869 человек. Интерес для исследователей может представлять зависимость травматизма на дорогах от сезонно-временных периодов. К примеру, с мая по ноябрь наблюдается рост почти в два раза ДТП с участием детей-пешеходов. Данный факт можно связать с появлением в этот период большего количества свободного времени во время летних каникул и адаптацией к новым условиям в период с сентября, когда вновь нужно идти в школу.

                                                                                                                                                                                                                          Диаграмма 5

alt

Эти цифры могут свидетельствовать об отсутствии или низкой эффективности профилактической и разъяснительной работы с детьми дома, в дошкольных учреждениях и школах, возможно — несоблюдении мер безопасности в автомобилях. Каждый родитель должен понимать ответственность, которую он несет за жизнь и здоровье своего ребенка. Использование специальных кресел, ремней безопасности при транспортировке детей, а также светоотражающих элементов на одежде и других простых предупреждающих мер безопасности, вкупе с разъяснениями элементарных правил поведения на улице значительно снизят риски травматизма наших детей.

Но, повторимся, в Ташкенте, по данным 2016 года на дорогах по вине пешеходов произошло 81 ДТП (в том числе с участием детей — 31), при общем их количестве 1740, что составило примерно 5%, а в 2017 году лишь в 63 случаях ДТП (в том числе 19 с участием детей) виновниками были признаны пешеходы, что составляет около 4% от всех 1441 происшествий.

И если всегда помнить, что за каждым ДТП стоят боль и слезы детей и их близких, что, возможно, полученные травмы не дадут возможности жить полноценной жизнью в будущем, не дадут реализоваться детским мечтам, возможно, тогда эти сухие цифры уже не покажутся незначительными. И малые ли они в масштабах всей республики? Неудивительно, что данную проблему неоднократно отмечал глава государства, из раза в раз напоминая про ответственность не только сотрудников правоохранительных органов за безопасность на дорогах, но и махаллинских комитетов, и созданного Союза молодежи Узбекистана.

Материал подготовлен начальником отдела Управления по связям с общественностью и СМИ МВД РУз майором Алишером Абдукадировом и экспертом-аналитиком Камилой Каримовой

В материале использованы фотографии UZ24 и УБДД г.Ташкента

Комментарии
Камила Каримова
  21 декабря 2017, 12:19
Марина Светлая, добрый день.
Помимо моего личного мнения основанного на многолетних наблюдениях и цифрах, также и фотограф несколько дней работал на дорогах Ташкента, причем и в будние и в выходные дни. И к сожалению, статистика по фото тоже подтверждает факт частого нарушения ПДД пешеходами, но отмечу (тоже я написала и в материале) пешеходы лишь 5% случаев становятся виновниками ДТП, в остальных 95% случаев виновники ДТП водители авто.
Марина Светлая
  16 декабря 2017, 22:21
Ув.эксперт Камила Каримова!!! (от 13 декабря 2017, 17:58) Вот Вы здесь указали, что на "красный" свет - идут пешеходы!!! Я смею оспорить Ваши слова, т.к. здесь немного неправильно сделан снимок: зафиксирован, только что загоревшийся "красный", но люди ещё идут, так как - не успели перейти на УЖЕ - горевший "зелёный"!! Сама так 100 раз попадала! Только, до половины доходишь (на свой зелёный), а уже загорается красный свет; или машины уже ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ на "свой красный" (и стоят), а для пешеходов - ещё не загорелся зелёный, но дорога - свободна,...вот люди и двигаются, чтобы УСПЕТЬ перейти! Иначе, опять в поток попадем и будем стоять - вечно!!! Так как у нас - ВСЕ и ВСЁ - у нас делается,ТОЛЬКО - для водителей и их машин!!! ..Ведь, не думаете же Вы, что ВСЯ толпа - тупо грубые нарушители (незнающие правила), или "комикадзе", желающие погибнуть под колёсами - коллективно!!! ..Лучше бы Вы, на этом же фотоснимке - обратили своё внимание - на ПЕШЕХОДЫ ("Зебры"), которые - ВООБЩЕ - не видно!!!! Особенно - ночью и в дождь!!! Их не фига не видно, и водители, пользуясь этим, едут - прям по людям, даже - не притормаживая!!! И вот об этом - поднимали бы тему (провели бы аналитику и статистику)!!! А также, об отвратительном ОСВЕЩЕНИИ дорог (за исключением - правительственных трасс)!!!!!
Bob
  13 декабря 2017, 21:49
Камила Каримова, благодарю за ответ, не обратил внимание что данные лишь за текущий год.
Камила Каримова
  13 декабря 2017, 17:58
To Bob: в статистику ДТП со смертельным исходом включено как количество детей погибших на месте происшествия, так и тех, кто умер в течение месяца после ДТП.
А что касается 5 диаграммы, там не представляется возможным отразить данные за ноябрь 2017 года, так в наличии была информация, составленная 26 ноября, которая не является полной. Соответственно, и за декабрь, так как он еще не закончился.
Камила Каримова
  13 декабря 2017, 17:32
Первоначально нами поставлена цель детально раскрыть информацию ДТП с участием детей по Ташкенту. Так как именно в Ташкенте в большей степени аккумулированы и автотранспорт и население, в отличие от многих других городов Узбекистана.
При получениеи информации по республике, будет подготовлен отдельный материал.
Bob
  13 декабря 2017, 17:02
Насколько я понимаю, это только статистика учитывающая летальный исход на месте ДТП(сбитые на смерть), а помимо этого возможно есть летальные случаи от травм полученных при дтп и после оказания первой помощи. Такая практика искажения статистики во многих странах, эти проблемы время от времени поднимаются и освещаются(не в СНГ) но к сожалению на недостаточном уровне.
Камила Каримова, у вас в графике в принципе отсутствуют ноябрь и декабрь, в эти месяцы нулевое число пострадавших ?
Гость
  13 декабря 2017, 15:07
Кроме Ташкента у нас нет других городов? Почему только столица?
Камила Каримова
  13 декабря 2017, 14:32
Могли бы вы уточнить, откуда у Вас такие данные. Наши выводы основаны на официальных данных ГУВД, согласно которым наибольшее количество ДТП с участие детей приходится на сентябрь и октябрь месяцы.
Гость
  12 декабря 2017, 20:45
Диаграмма 5 врёт!
Наибольшее количество ДТП с участием детей приходится на НОЯБРЬ и ДЕКАБРЬ
Реклама