Выступление министра иностранных дел Республики Узбекистан А.Камилова на 68-й сессии ГА ООН
28 сентября 2013, 12:40 2558 просмотров

altСтремительно меняющаяся ситуация, растущие напряженность и радикализация, вызовы и угрозы безопасности в различных регионах не могут сегодня не вызывать серьезной тревоги и озабоченности во всем мире. 

В этой связи нет необходимости говорить о том, что именно эти проблемы приобретают особую значимость в обсуждаемой сегодня повестке дня сессии Генассамблеи ООН.

Одним из серьезных источников угроз региональной и глобальной безопасности остается продолжающаяся уже более 30 лет война в Афганистане.

Складывающаяся сегодня ситуация в Афганистане во многом носит, по оценкам экспертов, неопределенный и труднопредсказуемый характер.

В этих условиях вывод войск АЙСАФ в 2014 году может привести к усилению противостояния в стране, активизации терроризма, экстремизма, наркотрафика, обострению межрегионального противоборства. Безусловно, это может оказать негативное воздействие и на ситуацию в обширном регионе Центральной Азии и прилегающих территориях.

Надо признать, что в мире сложилось однозначное мнение о том, что военного решения афганской проблемы нет. Единственный путь выхода из афганского кризиса – политический, через переговоры основных противоборствующих сил и достижение консенсуса, как бы это ни было сложно, при активном содействии международного сообщества и ООН.

Узбекистан придерживается открытой и ясной политики в отношении Афганистана, основанной на принципах добрососедства, невмешательства во внутренние дела. Узбекистан и далее будет развивать взаимовыгодные и дружественные связи с Афганистаном на двусторонней основе, поддерживая правительство, избранное самими афганцами. Мы также продолжим практическое содействие в восстановлении экономики Афганистана, рассматривая это как непременное условие обеспечения мира и процветания в этой стране.

Эти принципы и подходы по Афганистану закреплены в Концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана, имеющей силу закона.

Второе. Сегодня в рамках ООН идет разработка новой глобальной повестки развития, которая должна отражать взаимосвязь между человеком и окружающей средой, способствовать поддержке экономического и социального развития при одновременном обеспечении экологической устойчивости.

Узбекистан уделяет приоритетное внимание вопросам устойчивого развития и экологической безопасности. Подтверждением этого является недавно принятая в нашей стране Программа действий по охране окружающей среды на 2013-2017 годы. На реализацию данной программы, направленной на дальнейшее обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, внедрение экологических основ устойчивого развития в отрасли экономики, правительством Узбекистана будет выделено около 2 миллиардов долларов.

Одной из самых крупных в новейшей истории глобальных экологических катастроф является гибель Аральского моря. С каждым годом становится очевидным, что проблема высыхания Арала и прежде всего воздействия на окружающую природно-экологическую, социально-гуманитарную обстановку, генофонд, здоровье населения  приобретает губительный и непоправимый характер.

Мы признательны ООН и лично Генеральному секретарю Пан Ги Муну за серьезное внимание, придаваемое проблеме Арала. Это огромная поддержка, которая вселяет в нас уверенность в том, что страны региона не останутся один на один в борьбе с этой общепланетарной катастрофой.

Хотел обратить внимание общественности, что сегодня речь идет в первую очередь о предотвращении полного разрушения и защите сохранившейся природно-экологической системы Приаралья, обеспечении минимума условий для проживания людей, сохранении оставшейся флоры и фауны. Именно эти ключевые вопросы находятся в центре внимания записки, внесенной Президентом Республики Узбекистан – председателем МФСА  в качестве Официального документа Генассамблеи ООН.

Пользуясь возможностью, мы призываем международных доноров оказать содействие в реализации Программы мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье, которая полностью созвучна Целям развития тысячелетия, в частности достижению экологической устойчивости, борьбе с болезнями, улучшению охраны материнства и детства.

Третье. Актуальной проблемой в условиях ухудшения экологической обстановки и дефицита пресной воды в нашем регионе и в глобальном масштабе является обеспечение рационального использования водных ресурсов.

Как известно, Амударья и Сырдарья – две главные трансграничные реки Центральной Азии исторически являлись общим благом и источником жизни для народов региона. Именно за счет стока этих рек обеспечивается водой бассейн Аральского моря.

В этой связи нас не могут не беспокоить планы Таджикистана и Кыргызстана по строительству новых крупных ГЭС с гигантскими по мировым меркам плотинами, а именно Рогунской ГЭС с высотой плотины в 350 метров в верховьях Амударьи и Камбаратинской ГЭС-1 высотой 275 метров в верховьях Сырдарьи. Реализация таких планов, по мнению многих компетентных специалистов, приведет к нарушению естественного стока рек, что чревато самыми опасными экологическими и социально-экономическими последствиями. Будет кардинально нарушен и без того хрупкий водно-экологический баланс в Центральной Азии. Более того, строительство этих сооружений планируется осуществить в районах, где проходит тектонический разлом с сейсмичностью не менее 9-10 баллов по шкале Рихтера, что создает высокий риск техногенных катастроф.

С учетом этого мы твердо придерживаемся принципиальной позиции о недопустимости возведения гидроэнергетических объектов на международных водотоках без предварительного согласования со всеми заинтересованными странами. Необходима, как это предусматривает международно-правовая практика, обязательная  объективная международная экспертиза проектов по Рогуну и Камбарата-1 под эгидой ООН для оценок возможного воздействия новых гидросооружений на естественный водный режим, окружающую среду, растительный и животный мир.

Позиция Узбекистана основывается на нормах международного права, в частности положениях конвенций ООН «Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» 1992 года и «О праве несудоходных видов использования международных водотоков» 1997 года. 


Приближается 2015 год – крайний срок реализации Целей развития тысячелетия ООН, определенных в 2000 году. В этой связи следует отметить, что достижения Республики Узбекистан за годы независимости в экономической сфере, области социальной политики, решении конкретных вопросов повышения благосостояния населения, качества образования, медицинского обслуживания и экологической устойчивости позволили обеспечить опережающее выполнение нашей страной Целей развития.

Приведу лишь некоторые цифры и факты, отражающие нынешний потенциал и темпы развития нашей страны.

Валовой внутренний продукт Узбекистана по сравнению с 2000 годом вырос в 3,1 раза, при расчете на душу населения – в 2,6 раза. Номинальная заработная плата увеличилась в 22 раза, средний размер пенсий – в 12,7 раза, а реальные доходы на душу населения – в 8,4 раза. Рост экономики Узбекистана в последние шесть лет стабильно превышает 8 процентов. Этими показателями по праву можно гордиться.

Затраты государства на социальную сферу и социальную защиту в Узбекистане выросли более чем в 5 раз. Около 60 процентов всех государственных расходов направляется на финансирование сферы социального развития, в том числе свыше 34 процентов – на образование, более 15 процентов – в сферу здравоохранения.

Продолжительность жизни людей в республике в среднем увеличилась с 66 лет до 73,5 лет. Уровень материнской смертности сократился более чем в 3,2 раза, детской смертности – в 3,4 раза.

Все это свидетельствует о пройденном большом пути роста и развития, о реальном повышении качества жизни народа.

Уверен, что продолжение участия Узбекистана в усилиях ООН в области устойчивого развития будет способствовать дальнейшему повышению уровня жизни людей, достижению высоких целей обеспечения безопасности и стабильности во всем регионе.

Благодарю за внимание.

Комментарии
Реклама