Узбекистан и ВТО — что делать дальше?
15 января 2018, 12:36 1930 просмотров

alt

UZ24 продолжает дискуссию о необходимости вступления Узбекистана в ВТО.

Эксперт Бахтиёр Эргашев задался вопросом: не потеряет ли Узбекистан свой национальный суверенитет при вступлении в ВТО.

До 2017 года в силу того, что правительство Узбекистана не рассматривало в качестве приоритета вступление страны в международные торговые соглашения, интеграционные региональные структуры, в институциональном плане, в стране была почти прекращена деятельность Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО. Она была создана в 2002 году в Министерстве внешних экономических связей. Отсутствовал правительственный документ, в котором был бы определен и закреплен статус, мандат и полномочия такого органа. Орган государственного управления, который был ответственным за ведение переговоров с ВТО — Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли — в апреле 2017 года преобразован в Министерство внешней торговли.  И в настоящее время в число функций/задач данного министерства не входит проведение переговоров по вступлению Узбекистана в те или иные международные торговые соглашения.

Таким образом, до осени 2017 года в Узбекистане отсутствовали юридические и институциональные основы для реанимации процесса переговоров о присоединении к ВТО.

В ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года, он отметил, что в Узбекистане возобновляется работа по переговорам по вступлению в ВТО.

В проекте государственной программы 2018 года «Год активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» предлагается «начать подготовку предложений по приведению законодательства Узбекистана в соответствие с нормами ВТО. Для этого должен быть утвержден новый состав межведомственной комиссии, которая будет заниматься вопросами вступления в ВТО».

Таким образом, намечена практическая работа правительства по началу переговорного процесса с ВТО. При этом Южная Корея и США выразили поддержку этого процесса и обещали свое содействие.

Остается надеяться, что при проведении оценки последствий членства Узбекистана в данной организации, подготовке расчетов по позитивным и отрицательным эффектам вступления, будет учтен негативный опыт вступления постсоветских стран в ВТО. И что этот процесс будет прозрачным и открытым для дискуссий и не будет практики келейных обсуждений с заранее известными результатами.

Узбекистан, вне зависимости от того, вступает или нет страна в ВТО, должен продолжать совершенствовать политику регулирования внешней торговли.

Как представляется, он должен будет реализовываться в два этапа.

Первый этап (кратко и среднесрочная перспектива, до 2025 года)

За последние годы в Узбекистане ведется серьезная работа по упрощению внешнеторговых процедур. Так, в 2012–2016 годах были существенно удешевлены и упрощены процедуры оформления экспортно-импортных операций. В частности, сокращены сроки постановки на учет экспортно-импортных контрактов в уполномоченных банках (до 8 часов), таможенного оформления (до 3 дней), выдачи сертификатов происхождения (до 3 дней), выдачи сертификата соответствия на ввозимую продукцию (до 10 дней) и т.д. Для микрофирм и малых предприятий экспортеров товаров, работ и услуг постановка на учет экспортных контрактов в органах таможенной службы осуществляется непосредственно на таможенных постах.

Важной мерой стало постановление Кабинета министров «Об утверждении Перечня документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций», в соответствии с которым было сокращено количество документов, представляемых в таможенные органы при осуществлении внешнеторговых операций: для экспорта — до 4 документов (ранее было 6); для импорта — до 5 документов (ранее было 10). Согласно этому документу, при таможенном оформлении экспортных товаров субъекты ВЭД должны представить:

• (1) контракт (договор, соглашение), кроме биржевых контрактов, зарегистрированный в соответствующих уполномоченных органах;

• (2) грузовую таможенную декларацию, за исключением случаев декларирования товаров путем заполнения пассажирской таможенной декларации в установленном законодательством порядке;

• (3) транспортные документы (накладная в зависимости от вида транспорта) и товаросопроводительные документы (инвойс).

При оформлении импортируемых товаров:

• (1) грузовую таможенную декларацию, за исключением случаев декларирования товаров путем заполнения пассажирской таможенной декларации в установленном законодательством порядке;

• (2) экспортную грузовую таможенную декларацию или иной заменяющий ее документ и другие документы, для подтверждения таможенной стоимости импортируемых товаров, ввозимых импортерами - субъектами предпринимательства с применением льгот по таможенным платежам;

• (3) транспортные документы (накладная в зависимости от вида транспорта) и товаросопроводительные документы (инвойс);

• (4) сертификат происхождения товаров (по желанию заинтересованного лица и в случаях, когда его необходимость предусмотрена международными договорами Республики Узбекистан).

При этом органам ГТК запрещается требовать представления документов, не предусмотренных этим постановлением и уже имеющихся в их распоряжении или в других государственных органах, оказывающих государственные услуги.

В комплексе с мерами по снижению затрат на лицензирование, сертификацию, формированием электронных систем документооборота, электронного декларирования — это создает основу для дальнейшего движения страны в направлении снижения издержек регулирования внешней торговли.

На данном этапе решение задачи по снижению бремени процедурных издержек для субъектов предпринимательства во внешней торговле со странами региона ЦА будет приоритетной для правительства страны.

Второй этап (долгосрочная перспектива после 2025 года)

Дальнейшая стратегия действий правительства Узбекистана в направлении совершенствования/упрощения процедур торговли на основе изучения зарубежного опыта должна предполагать постепенный характер улучшения условий для внешней торговли.

Одним из сценариев деятельности в этом направлении может быть реанимация процесса переговоров с ВТО, с постепенным подключением к программам, реализуемым ВТО. В частности, одним из первых шагов в этом направлении может стать присоединение к Соглашению по упрощению торговых процедур.

Однако процесс принятия политического решения должен быть растянут по времени, и он во многом должен отталкиваться от динамики роста внешней торговли, развития экономики, взаимодействия со странами-соседями в вопросах увеличения региональной торговли в Центральной Азии — как важнейшего направления и экономической активности Китая, России, Индии и западных стран.

Узбекистан в ходе этого процесса должен будет изучать опыт и результаты вступления в ВТО целого ряда стран. И главным уроком этого растянувшегося на два десятилетия процесса являются негативные последствия от быстрого вступления в ВТО для стран, не подготовленных должным образом к жестким условиям современного рынка. Поэтому необходима тщательная проработка условий вступления с учетом уровня развития экономики страны.

Узбекистан в средней и долгосрочной перспективе объективно, исходя из своих приоритетов экономической стратегии — не должен форсировать процесс вступления в ВТО. Приоритетом экономической политики должно стать постепенное открытие экономики страны через увеличение объемов и совершенствование структуры региональной торговли.

Экономическое сотрудничество и кооперация со странами ЦА, как важнейшего рынка сбыта узбекской продукции, в рамках реализации политики экспорториентированного развития представляется наиболее реальным сценарием на среднесрочную перспективу.

Комментарии
Гость
  23 января 2018, 10:30
Если говорить только о рынке-то да.
Реклама