«У нас очень много желающих учиться» Замглавы Минвуза и четыре ректора — о проблемах высшего образования и качестве обучения
08 июня 2017, 17:33 2440 просмотров

alt

7 июня в Ташкенте на площадке Международного пресс-клуба прошла встреча журналистов с представителями сферы высшего образования. UZ24 пересказывает главные вопросы журналистов и ответы спикеров с небольшими сокращениями. 

Участники заседания:

Иномжон Мажидов — первый заместитель министра высшего и среднего специального образования

Маджит Каримов — директор Государственного центра тестирования

Авазжон Марахимов — ректор Национального университета Узбекистана

Садритдин Туробжонов — ректор Ташкентского государственного технического университета

Лазиз Туйчиев — ректор Ташкентской медицинской академии

Мансурхон Камалов — проректор по учебной части Ташкентского государственного юридического университета

Вступительная речь спикеров:

— В постановлении президента от 20 апреля указываются направление и стратегия развития не только на ближайшие 5 лет, но и в дальнейшем. Четко указано, сколько студентов примут вузы по конкретным направлениям. В 36 вузах открывается 114 новых направлений, а в 42 вузах — 104, среди них есть 20 направлений, по которым раньше не готовили специалистов. (Иномжон Мажидов)

— В этом году мы ожидаем повышение числа абитуриентов на 20%, поэтому подготовлены 795 тысяч мест. С 17 апреля по 30 мая прошли семинары для наблюдателей аудиторий и руководителей образовательных учреждений, которые будут участвовать в процессе тестирования. Мы также пересмотрели тестовые материалы, их качество, чтобы создать максимально удобные условия для абитуриентов. (Маджит Каримов)

— Наш университет имеет свой статус не только в Узбекистане и Центральной Азии, но и в мире. Мы начали подготовку к празднованию почти вековой годовщины университета. Мы готовимся также к открытию новых направлений. В этом году мы ждем более 15 тысяч абитуриентов. Также у нас открываются 7 новых направлений магистратуры. (Авазжон Марахимов)

— Этот год ознаменован для Технического университета очень важными изменениями. Например, университету дано имя первого президента Ислама Каримова. В постановлении главы государства от 26 января также дается поручение открыть филиал ТГТУ в Термезе. В 2017–2018 учебном году Термезский филиал примет 350 студентов.

— В ТМА есть несколько изменений: годы обучения по направлениям лечебное дело и педиатрия сокращены с 7 до 6 лет; санитарная профилактика — с 6 до 5 лет; медицинская биология — с 5 до 4 лет. Это делается за счет сокращения гуманитарного блока с 20% до 7%, также мы пересмотрели некоторые предметы и обнаружили, что есть случаи повторения. По республике спрос на докторов покрывается на 84%. Проблем в этой сфере много в Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской области. В этом году мы примем 550 студентов, из них 78 — по целевой квоте. Это студенты из Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Такие студенты будут учиться на выделяемые государством гранты и после окончания должны будут вернуться в свою область и работать врачами общей практики. (Лазиз Туйчиев)

— В этом учебном году мы примем 600 студентов, раньше было всего 450. Еще одна новость — иностранные студенты будут приняты по результатам собеседования, без тестирования. (Мансурхон Камалов)

Вопросы журналистов

alt

— Расскажите о контрактах по повышенным ставкам. Сколько дополнительных мест откроется в вузах? (Телеканал «Узбекистан»)

— В вузах есть квоты приема, а остальные места займут бакалавры, набравшие более 68 балов (в порядке последовательности) и готовые платить контракты по повышенным ставкам. Конкретного механизма пока нет. Если вы обратили внимание, в постановлении (Постановление президента от 20 апреля «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» — прим.ред) есть пункт «исходя из возможностей и спроса» вуза, т.е — из материально-технической базы и спроса на кадры. В общем, это осуществляется дифференцированно и руководит этим Государственная комиссия. Нельзя сейчас сказать, сколько будет дополнительных мест. Мы не знаем, сколько будет желающих платить повышенные контракты, каковы будут возможности вуза. Через 2-3 года можно будет делать какие-либо прогнозы. (Иномжон Мажидов)

— Куда будут направляться средства, полученные по контрактам по повышенным ставкам? Сколько процентов этих средств останется у университета, а сколько — направят в бюджет? (Телеканал «Ёшлар»)

— Средства будут направлены на развитие материально-технической базы вузов, поощрение труда учителей, профессоров и улучшение условий обучения, т.е. все будет в распоряжении вуза. (Иномжон Мажидов)

— Каждый год абитуриенты могут сдать документы только в один вуз. Если не повезет, абитуриент теряет год свой жизни. За рубежом абитуриенты сдают [документы] в два вуза и более. Что мешает применить эту практику у нас в стране? Предусматривается ли [она] в будущем? (Телеканал «Ёшлар»)

— Это не новое предложение. Не могу сказать, что есть какое-то принципиальное препятствие. Я не знаю, где еще есть такой конкурс и интерес, как у нас в стране. Если брать СНГ или другие страны, там очень много предлагаемых мест для обучения, а желающих — не так. У нас наоборот. Технически это осуществимо. Но и в этом году много новшеств, например, заочные отделения открываются в двух вузах, вводятся целевые территориальные квоты. (Иномжон Мажидов)

— При Кабинете Министров открывается инспекция по контролю качества образования. В чем основные задачи инспекции? Какие отличия от ГЦТ (Государственного центра тестирования — прим.ред)? (Телеканал «Узбекистан»)

— Сейчас утверждаются административные документы инспекции. Если говорить о различии в функциях, то у ГЦТ есть две основные задачи: организация вступительных тестов и аттестация вузов. Также лицензирование негосударственных образовательных организаций и нострификация зарубежных дипломов. ГЦТ будет заниматься не только вступительными тестами в бакалавриат и магистратуру, но и проведением предметных олимпиад, тестирования в армии для получения солдатами рекомендаций при поступлении в вуз. Основными задачами инспекции будет контроль качества [образования] в вузах, соответствие документации госстандартам и изучение всего процесса обучения. (Мажит Каримов)

alt

— В зарубежных странах процесс тестирования абитуриентов никак не влияет на другие сферы. А у нас 1 августа перекрываются дороги, сотовые компании проводят профилактические работы. Будут ли изменения в этом направлении? В Университете Инха и Сингапурском институте дни тестирования перенесены. Может быть и в других вузах перенести дни тестирования? (Радио «Навруз»)

— Этот вопрос поднимался и раньше. Могут возникать различные претензии, что во время тестов у кого-то были условия лучше, а у других — нет. А так у всех сейчас одинаковые условия. (Мажит Каримов)

— Некоторые вузы принимают документы в электронном виде. Такая форма будет внедряться в будущем и другими вузами? Какие меры принимаются для обеспечения прозрачности тестирования? (Пресс-служба Центра развития электронного правительства)

— Конечно, внедрение этой системы очень удобно. Но это осуществляется в два этапа. На первом — от абитуриента требуется электронная цифровая подпись. Затем следует отправить документы в требуемый вуз. Но сегодня много абитуриентов не имеют достаточных знаний в этой области. Для этого еще нужна прогрессивная инфраструктура.

Сейчас вводится система распознавания абитуриента по отпечаткам пальцев. Для этого требуются сканеры. Например, в Университет информационных технологий в этом году ожидается прием документов 15 тысяч абитуриентов и обеспечить сканерами все здания, где будут проходить тесты, нереально. Тем более, распознавание требует определенного времени, около 20 секунд, а для проверяющего должностного лица требуется 3-4 секунды, что экономит время. Поэтому в пилотном режиме запустили эту систему в ТУИТ. (Мажит Каримов)

— Национальный университет наряду с ТУИТ приступил к внедрению такой системы. Нужно решить вопросы безопасности информации в считывающих устройствах. Одно из новшеств — это покрытие Wi-Fi на всей территории вуза. У нас в четырех зданиях установлены технические устройства, которые в автоматическом режиме распознают лица. В биометрических паспортах имеется вся информация абитуриента. Во время приема документов мы ее регистрируем в базу и в день тестирования система за 1–1,5 секунды отвечает на вопрос, тот это абитуриент или нет. (Авазжон Марахимов)

— В одном из своих последних выступлений российский либерал Алексей Кудрин посетовал на то, что в России не сложилась экономика знаний. Экономика знаний состоит из двух составляющих: человеческий капитал и знания. Факторами экономики знаний являются повышение уровня образования, качество жизни и информационные технологии. Если в Европе экономика знаний составляет 30-40% ВВП, то в России за последние 10 лет она не сдвинулась с 7-8%. Каковы перспективы развития экономики знаний в Узбекистане? (Телеканал «Оилавий»)

— Экономику знаний в Узбекистане будет определять высшее образование, и в этом направлении я бы порекомендовал детально ознакомиться с постановлением президента №2909, где много новшеств. Там очень много ответов на вопросы, накопленные в системе образования, связанные с повышением качества образования, повышением престижа преподавателя, мотивации студентов к получению знаний и т.д. В мире вузы определяются, в первую очередь, научными достижениями. У нас много желаний, а их реализация требует времени, потенциала развития. Я думаю, это постановление даст толчок развитию экономики знаний. К сожалению, цифр сказать не могу. (Иномжон Мажидов)

alt

— В Ташкенте есть филиал Туринского университета. Чувствуете ли вы конкуренцию с Туринским политехническим университетом? (Шерзод Кудратходжаев)

— В этих вузах есть свои особенности в процессе обучения, различия и сходства. Мы исходим из интересов и перспектив развития нашей экономики, а в Туринском университете — из мировых стандартов обучения и развития нашего автомобилестроения. Там все предметы ведутся на английском языке. Мы сегодня чувствуем, что наши студенты больше тянутся к знаниям. Например, раньше у наших студентов не было сертификатов TOEFL и IELTS, а сейчас многие, окончив у нас бакалавриат, поступают в магистратуру за рубежом. А наши магистранты получают степень PhD. Все это влияние атмосферы конкуренции. (Садритдин Туробжонов)

— Зачем нужны зачетные книжки, ведь во всем мире нет такой практики? (Блогер Хушнудбек Худайбердиев)

— Можно внедрить электронные зачетные книжки. Но зачетная книжка вузу не нужна, она нужна лишь студенту, так как это его документ. Ведь оценки есть и в журнале, и в ведомости. Вы говорите, что в мировой практике такого нет, но в мире нет и практики, где всем студентам выдаются стипендии. А у нас студенты за оценки борются. У студента должна быть мотивация к знаниям, а не оценке. Внедрение электронной базы данных требует технического оснащения. У нас не на том уровне развитие ИТ. Только в ТУИТ есть такая система. (Иномжон Мажидов)

— Насколько вузы готовы принять студентов по повышенным контрактам, ведь это требует и дополнительные аудитории, и преподавательский состав. Не ухудшится ли уровень образования? Следующий вопрос о международном сотрудничестве: обмен студентами и преподавателями. Есть ли у представленных вузов партнеры с зарубежными вузами? (Телеканал «Узбекистан 24»)

— На примере Национального университета могу утверждать, что имеющиеся площади — аудитории и профессорско-преподавательский состав — работают с коэффициентом 0,7. Это означает, что мы готовы принять еще 30%. Во-вторых, качество образования определяется опытом и знанием ППС. В этом году более 700 профессоров, преподавателей и молодых специалистов поедут на стажировку за рубеж. Она финансируется за счет бюджета. Насчет партнерства. Есть соглашения, выполняется работа по согласованию учебных планов, учебников. Сегодня есть соглашение с МГУ им. Ломоносова. Они готовы принять 20 наших магистров, один семестр они будут обучаться в Москве. Также есть соглашения с Германией, Чехией, Южной Кореей. (Авазжон Марахимов)

— В ближайшее время ожидается нострификация дипломов около 500 иностранных вузов. Выпускники этих учебных заведений смогут работать в Узбекистане. Среди них 13 российских и 3 казахстанских вузов. Также около 20 абитуриентов из Туркменистана, Казахстана, Таджикистана, Афганистана, Индии и Южной Кореи выражают интерес к нашему вузу. Иностранные абитуриенты могут сдавать документы только в электронном виде. У нас около 20 предметов ведутся на английском языке. (Мансурхон Камалов)

alt

— Собираетесь ли вы восстанавливать направление политологии? Откроются ли новые филиалы вузов? (Uzbekistan Today)

— Если будет потребность в специалистах, т.е. после выпуска он найдет работу. У нас возникают вопросы: куда он пойдет после выпуска? Где его место? Если будет потребность, то да. Может тогда оно будет называться не политология, мы его трансформируем. Мы готовим кадры по требованиям личности и рынка. Если будут эти два условия, то будем готовить.

В ближайшее время планируем открыть региональный подготовительный центр РГУ им. Губкина в Карши. В дальнейшем будут еще филиалы вузов. Постановление дало новый толчок на установление связей с зарубежными вузами, потому что будет финансовая поддержка с госбюджета. Думаю, теперь не мы будем предлагать, а нам поступят предложения от зарубежных вузов. (Иномжон Мажидов)

— Откроются дополнительные места по повышенным контрактам. Насколько рынок труда нуждается в дополнительных кадрах? Смогут ли выпускники найти работу? Только в ТУИТ есть заочные отделения, где можно обучаться по грантам государства. Будут ли открыты еще заочные отделения в других вузах? (Телерадиоканал «Тошкент»)

— Все выпускники найдут свое место. Ведь и абитуриенты, и их родители смотрят, анализируют, какие сферы развиваются. Нереально совместно с рынком труда посчитать будущие рабочие места, допустим, на 4-5 лет вперед. Дополнительные места в вузах открывают в соответствии с планом развития страны, региона. Повышение числа студентов на 20-30% отвечает требованию сегодняшнему интенсивному развитию страны, малых и крупных предприятий. Кроме того, сегодня в страну завозятся новые технологии и техника. Это требует кадров с высшим образованием. Повышение числа бакалавров — это мировая тенденция. (Иномжон Мажидов)

— Главная задача высшего образования — воспитание ищущего новые знания, анализирующего молодого поколения. Если мы воспитаем такую молодежь, завтра они откроют свой бизнес, свое дело и проблем с трудоустройством не будет. (Авазжон Марахимов)

— Заочные отделения откроются в Навоийском государственном горном институте и в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта. Цель — поддержка молодежи в стремлении к знаниям. Тысячи выпускников профессиональных колледжей работают на предприятиях. Теперь они смогут, не отрываясь от производства, получить высшее образование. НГГИ примет 90 бакалавров-заочников. Открытие таких отделений может продолжаться исходя из интересов производства, а не абитуриентов. (Иномжон Мажидов)

alt

— Некоторые вузы предлагают своим студентам заочную форму обучения, что очень удобно для тех, кто работает.  Также было бы удобно внедрить вечернее обучение. Прорабатывается ли внедрение вечерней формы обучения? (Радио «Тошкент»)

— По поводу заочного обучения — это прорабатывается, поставлена такая задача. Вы, наверное, знаете в 1994 году было не закрыто, а приостановлено заочное обучение по причине необеспечения качества. Сейчас есть уже формы заочного обучения, достаточно продвинутые, есть в конце концов IT, возможность внедрения системы контроля и т.д. Но мы говорим о специальном заочном отделении. Качество заочного обучения в наших нынешних условиях будет сильно страдать. Также это повлияет на имидж высшего образования. Мы будем внедрять тогда, когда методика, методология, техника, технология будут определены.

Вечерняя форма — более привлекательна. Когда мы разрабатывали программу развития, у нас была задача развить магистратуру. Магистратуру за рубежом не называют вечерней, а обучение начинается с 17:00–18:00. Я подумал, наверное, у них работа до 16:00, что могут в 17:00–18:00 начать учебу. Также это связано с тем, что в магистратуру идут люди постарше, работающие.

Идет конкуренция на рабочем месте, даже магистерских знаний и не требуется, но конкурентоспособность работника возрастает. И мы к этому придем. Вечерняя форма будет не вечерняя, а вот учеба начнется с 17:00. Это связано опять-таки с материальной базой вуза. Сейчас ташкентские вузы сказали, что у них коэффициент 0,7-0,8, но в областях не так, там коэффициент -1,5. Там просто не смогут вклиниться в 17:00 или 18:00. Сама форма может развиваться, но, по моему мнению, это не будет уже 4 года обучения, а возможно 5-6 лет. (Иномжон Мажидов)

alt

— Недавно среди студентов пошли слухи о том, что вне зависимости от того, как ты учишься, стипендии будут одинаковыми. Можете прояснить эту ситуацию? Не время ли сейчас менять правило, что «самый хороший студент — это студент, который постоянно приходит на занятия и носит всегда форму»? (МПК)

— Сегодня задачи по уравниванию размеров стипендий нет. Но была, потому что, во-первых, в других странах нет стипендий, во-вторых, дифференциация стипендий создает определенные проблемы не для министерства, а для вуза. Есть стремление к оценке. На этот счет были разные мнения, поэтому осталась старая система. (Иномжон Мажидов)

— Я думаю, должна быть дифференциация. Студенты гоняются за учителем, говоря, вот у меня по всем предметам 4, а по вашему — 3. Это вообще неправильно. Нам говорят, что во время перехода к модульной системе, принятии учебных планов необходимо соответствовать мировым стандартам вузов, а в вопросах стипендии, оценки знаний студентов и преподавателей? Размер стипендии должен зависеть от реальных достижений студента.

Теперь о форме. Мы не сторонники студентов, которые приходят в форме и только отсиживаются. Но везде должны соблюдаться внутренние правила учреждения. Например, в Великобритании от школьника до студента все носят форму. Но это не должно быть основанием считать студента в форме самым примерным студентом. (Авазжон Марахимов)

— Вы не могли бы внести ясность о создании нефтегазового вуза в Узбекистане. Это будет объединение всех факультетов в один вуз? Идет ли расширение филиала Губкина? (Podrobno.uz)

— О создании вуза речи нет. По направлению нефтегазовой отрасли мы готовим и в Бухаре, и в Карши, и в Фергане и Ташкенте. Да, идет расширение учебной площади РГУ им. Губкина. В прошлом году было увеличение квоты в 1,5 раза, даже в 2 раза. В этом году немножко убавилось.

В Карши создается региональный подготовительный центр — это практикуемая у них форма. Там в течение года—10 месяцев обучаются выпускники колледжей или кто уже выпускник, в конце они сдают экзамен и с результатами приходят в ташкентский филиал. Это делается для того, чтобы из Кашкадарьинского региона привести кадры целевым образом. (Иномжон Мажидов)

alt

— Есть слух, что выпускникам медицинских колледжей даются дополнительные баллы. Насколько это правда? (Журнал «Автоолам»)

— Нет, дополнительных баллов нет. Они сдают в общем порядке со всеми остальными гражданами. (Лазиз Туйчиев)

— Президент в эти дни продвигает новую инициативу — просветительский ислам. И в октябре, и в Шайхантахурском районе, и в Андижане он говорил, что это наш ответ терроризму. Что делается в министерстве по внедрению идеи «просветительского ислама» в курс «Религиоведение»? («Халк сузи»)

— Мы в феврале начали работу, чему, как, сколько и кто должен обучать религиоведению в школах, лицеях, колледжах и вузах. Над этим работают Министерство высшего образования, Исламский университет, Комитет по делам религии. Привлечены специалисты, чтобы через этот предмет донести эту идею. В новом учебном году пересмотрим часы и темы «Религиоведения». (Иномжон Мажидов)

Комментарии
Гость
  21 июня 2017, 11:25
Надо отменять тесты при поступлении и возвращать экзамены в устной форме, это помешает коррупции в ВУЗах. В ответах на тесты можно внести изменения, а устные ответы никто не сможет скрыть. Тогда будет прозрачно и честно.
Гость
  21 июня 2017, 11:21
Многие не учиться хотят, а дипломы. Это разница.
Гость
  10 июня 2017, 18:34
Мактабларда, коллежлар ва академик лицейларда ислом динидан хабари бор укитувчиларни диншунослик фанидан таълим беришга куйиш керак. Мен эсимни танибманки мактабимизда хам, укиган академик лицейимизда хам, хаттоки Тошкент Тиббиёт Академиямизда хам ислом динини мохиятини билмайдиган укитувчилар бизга диншуносликдан таълим беришган. Уларни билгани шу Зардуштийлик дини, Авесто, Ахурамазда, Ахриман хакида кайта кайта такрорлайверишади. биз бу дин вакили эмасмизку бизга Шундай чиройли дин булмиш Исломнинг эзгуликларга чорлаши ва ёмонликлардан кайтариши хакида оят ва хадислар билан далил келтириб тушунтириб берадиган устозлар булса уйлайманки ёшларимиз ёмон окимларга кириб кетишмайди. Яна бир таклифим шуки диншунослик фанидан тарихчилар ва фалсафачилар эмас балки дин илмини урганган мутахасислар Ислом университетини битирган устозлар дарс утишса максадга мувофик булар эди.
Гость
  09 июня 2017, 14:30
Нужно пересмотреть систему контракта. То что абитуриент набрал баллов,которые не дотянут для гос.бюджета-не значит,что он в течении пяти лет будет ниже по знаниям своих более везучих сверстников. Человек может изменится много раз за пять лет. Нужно в каждый семестр переместить студентов из "контрактников" в "бюджетники" и наоборот, в зависимости от успеваемости. Тогда будет стимул к развитию.
Реклама