На что ориентирована внешняя политика Узбекистана в отношении Афганистана?
04 декабря 2017, 11:48 1359 просмотров

alt

Комментирует для UZ24 политолог Бахтиёр Эргашев

Сегодня начинается государственный визит президента Афганистана Ашрафа Гани в Узбекистан. Он может стать прорывным с точки зрения создания условий для устойчивого роста масштабов и форм экономического сотрудничества между Афганистаном и Узбекистаном.

Это не первая встреча двух президентов. За последний год, начиная с сентября прошлого года, между ними состоялось несколько неофициальных встреч, которые и заложили фундамент под серьезный и плодотворный совместный диалог.

В начале 2017 года правительствами Узбекистана и Афганистана согласована и утверждена «Дорожная карта» развития сотрудничества двух стран. Ее реализация позволит уже в ближайшие годы в разы увеличить товарооборот и довести его объем до 1,5 миллиарда долларов (с нынешнего полумиллиарда долларов). Уже сегодня увеличивается узбекский экспорт в Афганистан продукции фармацевтики и медицинских изделий, автомобилей, пшеницы, электробытовой техники.

Таким образом, повестка дня уже на сегодня наполнена практическим содержанием. И в ближайшие дни главы двух государств будут определять новые направления по углублению сотрудничества.

К сожалению, угрозы безопасности и стабильного развития стран Центральной Азии — распространение терроризма, религиозного фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного Афганистана, носят долговременный характер.

В силу географических факторов Узбекистан является одним из ключевых игроков среди стран-соседей Афганистана в процессе урегулирования ситуации в Афганистане. И без учета роли данного фактора проекты афганского урегулирования не могут быть реализованы в полной мере. Исходя из этого, Узбекистан в течение всего постсоветского периода активно участвовал в выработке политических и экономических решений, направленных на разрешение конфликта в Афганистане.

В июле 2012 года в Олий Мажлисе Узбекистана была рассмотрена и одобрена Концепция внешней политики Узбекистана, которая определяет внешнеполитическую стратегию на средне- и долгосрочную перспективу. Как отмечено в документе, главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Согласно Концепции, проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил. Содействие урегулированию ситуации в Афганистане, обеспечение мира и стабильности в регионе заявлены в Концепции в качестве одного из важнейших направлений.

Позиция Узбекистана относительно разрешения афганского конфликта изначально базировалась на двух основных постулатах: 1. признание того факта, что исключительно военными действиями урегулирование невозможно; 2. повышение роли и значения экономической составляющей в программе урегулирования конфликта и восстановления Афганистана. Узбекистан последовательно действует в двух взаимосвязанных направлениях —через участие в реализации экономических проектов и параллельную дипломатическую деятельность в целях объединения усилий, как стран-соседей Афганистана, так и США/НАТО, КНР и РФ.

Ключевой идеей Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень конфликтогенного потенциала внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану.

И здесь у Узбекистана есть что предложить. Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановлении Афганистана, в частности, в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами. Узбекистан уже с 2002 года начал активное сотрудничество с Кабулом в экономической сфере. Так, Узбекистаном в рамках реализации программы реконструкции Афганистана было сооружено 11 мостов на участке «Мазари-Шариф – Кабул». Кроме того, завершено строительство высоковольтной линии 220 кВ протяженностью около 442 км от Кабула в сторону государственной границы с Узбекистаном. Через эту высоковольтную линию подается от узбекской энергосистемы около 150 МВт электроэнерии и стоимость проекта составила свыше 198 миллионов долларов.

Одной из главных проблем, тормозящих рост экономики Афганистана и, в частности, рост производства внутри страны, является отсутствие инфраструктуры — транспортных коммуникаций, сетей водо- и энергоснабжения и других. В этом направлении важное значение может иметь реализация проекта прокладки железной дороги через территорию Афганистана. В 2009-2010 годах государственная железнодорожная компания Узбекистана (АО «Узбекистон темир йуллари») реализовала проект строительства участка железной дороги «Хайратон – Мазари-Шариф» протяженностью 75 километров и стоимостью 129 миллионов долларов.

Что же касается ситуации на сегодняшний день, можно констатировать, что Афганистану в результате более чем 15-летнего пребывания военного контингента США и НАТО не удалось разрешить вопросы обеспечения безопасности, формирования дееспособного правительства, не созданы условия для устойчивого экономического развития страны. Вывод основной части войск западной коалиции из Афганистана в этих условиях не стал фактором снижения градуса внутриафганского противостояния, что может стать катализатором процессов дестабилизации как в самом Афганистане, так и в регионе Центральной Азии.

Исходя из сложившейся ситуации с урегулированием ситуации в Афганистане, внешняя политика Узбекистана в этом вопросе будет ориентирована на:

• активизацию усилий по налаживанию политического диалога с Афганистаном (со всеми политическими силами внутри Афганистана), странами-соседями и ведущими центрами сил, заинтересованными в сохранении единой афганской государственности;

• опору не на многосторонние форматы, к сожалению, оказавшиеся неэффективными в решении афганского конфликта, а на двухсторонние форматы;

• оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем Афганистана, поддержка проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана. Узбекистан накопил серьезный опыт в реализации проектов по реконструкции в Афганистане и вполне естественно, что он может инициировать реализацию проектов, важных для социально-экономического развития Афганистана.

Важнейшее значение имеет реализация проекта строительства железной дороги по маршруту «Мазари-Шариф – Кабул – Кандагар – Герат» и обратно, закольцевав ее на Мазари-Шариф, общей протяженностью 2 тыс. км. Общая стоимость этого проекта, который позволит создать железнодорожный аналог Трансафганского автотранспортного коридора из Европы с выходом в Индию, Китай, Иран и Пакистан, составит около 3 миллиардов долларов.

Кроме того, происходят значимые прорывы и в гуманитарной сфере. В ноябре этого года вышло постановление правительства Узбекистана, согласно которому при Министерстве высшего и среднего специального образования Узбекистана создается Образовательный центр по обучению афганских граждан. Новый центр планируется разместить в Термезе (Сурхандарьинская область). Его основной задачей станет подготовка кадров по программам высшего, среднего специального, профессионального образования, а также переподготовка и повышение квалификации афганских специалистов.

Таким образом, политика Узбекистана в отношении Афганистана основанная на признании факто того, что только оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем Афганистана, поддержка проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана могут быть основой для урегулирования внутриафганского конфликта.

Комментарии
Реклама