Лазуритовый коридор: Вызовы и возможности для Узбекистана
21 ноября 2017, 16:48 1290 просмотров

alt

В Ашхабаде по итогам Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA VII) подписано пятистороннее Соглашение о транзитном и транспортном сотрудничестве по маршруту «Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция» (Соглашение по маршруту «Лазуритовый коридор»). Каково значение данного маршрута, и какое влияние данный транспортный коридор окажет на Узбекистан?

Комментирует эксперт Бахтиёр Эргашев, заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур.

В конце ноября 2016 года президенты Туркменистана и Афганистана участвовали в открытии железнодорожной магистрали «Атамырат-Имамназар-Акина». Станции Атамырат и Имамназар — это в Туркмении, Акина — это афганский город. Строительство дороги было начато в 2013 году. Именно строительство этого участка дороги и стала основой для того, чтобы формировать «Лазуритовый коридор»: «Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция».

Каково значение для Узбекистана?

Конечно, в первую очередь, этот маршрут очень важен для Афганистана. Страна получает еще одну возможность для выхода на региональные и глобальные рынки. Теперь Афганистан для транзита собственных товаров кроме транзитного коридора через Узбекистан, получает еще одну возможность — транзит через Туркменистан.

Экономически для Узбекистана это означает снижение объема перевозок афганских товаров через Узбекистан и товаров в Афганистан и из Афганистана. Но если рассматривать этот вопрос в целом, то важно подчеркнуть и другой аспект: политический. И он заключается в том, что создается еще одно условие для того, чтобы Афганистан постепенно встал на путь устойчивого экономического роста. «Лазуритовый коридор» в этом смысле даст ощутимый толчок для экономического развития Афганистана.

Афганистан во внешней политике Узбекистана всегда занимал важное место, и всемерно содействие урегулированию внутриафганского кризиса — один из приоритетов внешней политики Узбекистана. В Концепции внешней политики, которая принята в 2012 году, четко и ясно заявлено о том, что Узбекистан выступает за единый и неделимый, территориально целостный Афганистан. У Узбекистана есть очень четко выраженная точка зрения: военного решения внутри афганского конфликта быть не может. Есть только один путь — путь переговоров внутриафганских сил и экономическое развитие как основное условие решения проблемы афганского урегулирования путь. Другого пути нет.

Надо отметить, что строительство первых десятков километров железной дороги от Хайратона до Мазари Шарифа было серьезным вкладом Узбекистана в экономическое развитие Афганистана. Поэтому Узбекистан может только приветствовать открытие «Лазуритового коридора».

Тем более, строительство этих железных дорог может рассматриваться комплексно. Когда железная дорога, проведенная на сегодня до Мазари Шариф, будет проведена дальше до Герата, то будут созданы новые благоприятные условия выхода узбекских товаров в порты Ирана, как на Бендер-Аббас, так и на формирующийся перспективный порт Чорбахр на побережье Аравийского моря.

Чем больше коридоров в регионе, тем больше возможностей для производителей каждой из стран получить альтернативные выходы до морских портов.

Для нашего региона, который расположен внутри огромного Евразийского материка, жизненно необходимо как можно большее количество новых транспортных коридоров по всем направлениям: на юг, восток, запад и на север. И поэтому строительство «Лазуритового коридора» в перспективе каких-то серьезных проблем или серьезных вызовов для Узбекистана не создает.

Но надо отметить, что монополия Узбекистана на грузоперевозки из Афганистана в северном направлении — уходит. Афганистан имел единственный выход по железной дороге от Мазари Шариф с выходом через Термез и далее на север. Сейчас эта монополия Узбекистана уходит и это вызов для АO «Узбекистон темир йуллари». Компания должна стать более конкурентоспособной.

Необходимо создание более выгодных условий для грузоперевозчиков, наведение порядка при транзите грузов через афгано-узбекскую границу, в районе «Галаба-Хайратон». Это касается и проблемы высоких тарифов: дополнительные сборы за подачу вагона через железнодорожный мост, за оформление вагона до станции Ниабабад и другие, что приводит к удорожанию перевозок через Термез.

Сейчас появляется новая альтернативная дорога. И теперь, чтобы товары шли не только через «Лазуритовый коридор», но и продолжали перевозиться через Узбекистан, чтобы сохранились объемы перевозок, наша железная дорога должна научиться работать в новых условиях: стать более эффективной, предлагать конкурентоспособные цены за транзит. Так что, если наша железнодорожная администрация научиться работать в условиях усиления конкуренции, то особых проблем не должно быть.

Подписывайтесь на канал UZ24 в Telegram и узнавайте о главных новостях и событиях дня.

Комментарии
Реклама