Кризис между Бишкеком и Астаной: можно ли в ближайшее время ожидать его разрешения?
20 ноября 2017, 18:02 1285 просмотров

alt

Эксперт Рустам Махмудов прокомментировал UZ24 неоднозначную для всех стран центрально-азиатского региона ситуацию.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев 10 ноября 2017 года подписал закон о денонсации соглашения с Казахстаном, по которому его страна должна была получить от Астаны техническую помощь в размере $100 млн в рамках присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Эти деньги планировалось направить, прежде всего, на обустройство и техническое оснащение таможенной инфраструктуры, строительство ветеринарных лабораторий.

Формальной причиной для подобного решения могла послужить задержка с предоставлением помощи со стороны Казахстана, однако, большинство экспертов сходится во мнении, что в реальности, денонсация стала очередным шагом в продолжающемся с конца сентября 2017 года обострении отношений между двумя соседними государствами. Данное обострение спровоцировала негативная реакция Бишкека на состоявшуюся 19 сентября в преддверии президентских выборов в Кыргызстане встречу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с одним из ключевых участников предвыборной гонки, бывшим кыргызским премьер-министром Омурбеком Бабановым, который был основным конкурентом Сооронбая Жээнбекова из провластной «Социал-Демократической Партии Кыргызстана» (Жээнбеков в итоге победил, и его инаугурация состоится 24 ноября 2017 года).

Уже на следующий день МИД Кыргызстана вручил казахской стороне ноту протеста. Официальный Бишкек воспринял некоторые из прозвучавших на встрече Назарбаева и Бабанова слов, как явное отражение «предпочтений казахстанской стороны относительно будущего президента Кыргызской Республики». В ноте протеста было указано, что «кыргызская сторона расценивает указанные высказывания, а также широкое освещение казахстанской стороной данной встречи как попытку повлиять на выбор народа Кыргызстана и вмешательства во внутренние дела Кыргызской Республики».

В ответной ноте МИД Казахстана выразил «крайнее удивление» реакцией МИД Кыргызской Республики и отметил, что встречи президента Казахстана «с видными политическими деятелями и руководителями политических партий различных стран по их просьбе происходят на регулярной основе и в полной мере соответствуют международной практике». Также было отмечено, что «подобные мероприятия носят открытый, транспарентный характер и широко освещаются в средствах массовой информации». Кроме того, МИД РК напомнил, что ранее, 14 августа Нурсултан Назарбаев провел аналогичную двустороннюю встречу с другим кандидатом в президенты Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым.

Однако на этом ситуация не разрешилась и продолжила развиваться в негативном русле. После последовавшей серии жестких высказываний кыргызского президента, в которых он обвинил Казахстан в любви к свергнутому в 2010 году президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву и в том, что «Бакиевы до сих пор проводят в Казахстане праздники», последовали ответные шаги уже со стороны Астаны. Так, МИД Казахстана направил ноту протеста, а 10 октября РК усилила контроль на границе с Кыргызстаном в целях усиления санитарного, фитосанитарного или ветеринарного контроля, что серьезно затруднило осуществление грузоперевозок между Кыргызстаном и странами ЕАЭС. Несмотря на возмущения Бишкека, который известил о действиях Астаны ВТО и Евразийскую Экономическую Комиссию, казахская сторона призвала не политизировать данную проблему и заявила, что меры направлены на предотвращение контрабанды.

В дополнение к этому, премьер-министр Казахстана Бахыт Султанов заявил о проблемах с «серым импортом» со стороны Кыргызстана, который становится причиной потерь примерно $300 млн по таможенным пошлинам для всех стран ЕАЭС. Согласно приведенным им данным, на существование проблемы указывает расхождение в статистических данных Кыргызстана и Китая по импорту китайских товаров. По данным таможни КНР, в 2016 году Кыргызстан импортировал китайских товаров на сумму в $5,6 млрд, в то время как кыргызская статистика указала всего $1,5 млрд, т.е. расхождение составило более $4 млрд.

Вполне очевидно, что обострение отношений между Астаной и Бишкеком наносит ущерб обеим сторонам. Безусловно, для Кыргызстана потенциальный экономический ущерб может быть гораздо выше, в силу того, что Казахстан входит в тройку крупнейших инвесторов в кыргызскую экономику. По итогам 2015 года количество накопленных казахских инвестиций в Кыргызстане за последние 20 лет составили $1,16 млрд, что лишь ненамного меньше занявшей первое место Канада ($1,663 млрд) и Китая ($1,238 млрд).  

Казахстан важен для кыргызского бизнеса и как рынок сбыта. За семь месяцев с начала года кыргызский экспорт на рынок северного соседа составил $135,81 млн (рост на $88,85 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Казахские туристы также приносят значительные прибыли туристической отрасли Кыргызстана. В свою очередь для Астаны рынок Кыргызстана также представляет значимость. Хотя доля Кыргызстана во внешней торговле РК составляет всего 0,9%, однако, объем казахского экспорта в эту страны за семь месяцев текущего года достиг весьма серьезной в масштабах Центральной Азии цифры в $263,37 млн. Учитывая высокую конкуренцию на мировом рынке и низкие цены на нефть, для Казахстана потеря пусть и небольшого кыргызского рынка может стать довольно болезненным ударом.

Поэтому можно предположить, что наличие взаимных экономических интересов будет подталкивать Бишкек и Астану к поиску выхода из кризиса, тем более что первые признаки этого уже есть. Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дважды поздравил Сооронбая Жээнбекова с победой на президентских выборах и с днем рождения, выразив уверенность, что они совместно продолжат «работу для развития традиционных отношений братства и сотрудничества». В свою очередь, Жээнбеков в интервью российской РИА «Новости» отметил, что «Кыргызско-казахстанские отношения основаны на общности истории, культуры, духовных ценностей, добрососедства и братства. Текущие проблемы носят временный характер, тем более стороны провели ряд переговоров по их урегулированию». Он выразил уверенность, что в скором времени все имеющиеся вопросы будут сняты.

Между тем, основную неопределенность все же будут нести в себе открывшиеся в ходе двустороннего обострения проблемы технического характера, касающиеся соответствия кыргызской экспортной продукции фитосанитарным и ветеринарным требованиям, а также проблема «серого экспорта» из Кыргызстана. Теоретически, они могут стать долговременными раздражителями, так как напрямую затрагивают финансово-экономические интересы двух государств и интересы определенных бизнес-групп. В связи с этим, особую важность будет иметь способность сторон снять политический ажиотаж, присутствующий вокруг данной темы и служащий питательной средой для различного рода популистов, чтобы спокойно приступить к работе над разрешением проблем во взаимной торговле в рамках различных двусторонних рабочих групп.

Подписывайтесь на канал UZ24 в Telegram и узнавайте о главных новостях и событиях дня.

Комментарии
Реклама