Как продажа автомобилей GM Uzbekistan за сумы повлияет на валютный рынок? Интервью с Юлием Юсуповым
01 июня 2017, 12:43 20635 просмотров

alt

С 1 июня GM Uzbekistan начал продавать все модели легковых автомобилей только за национальную валюту. Соответствующее постановление принял президент Шавкат Мирзиёев 26 мая. В документе отмечается, что с таким предложением выступили Министерство экономики, Министерство финансов и «Узавтосаноат».    

UZ24 поговорил с независимым экономистом Юлием Юсуповым о том, как такое решение повлияет на экономику страны и остановится ли рост курса доллара на «черном» рынке.  

— Как решение о переводе продаж автомобилей GM Uzbekistan скажется на экономике страны в целом?

— Хорошо скажется. Мы почему-то привыкли рассматривать экономику как нечто независимое от интересов людей, как некую субстанцию, ради которой надо идти на жертвы. Все должно быть ровным счетом наоборот. Не люди должны жертвовать чем-то ради экономики, а смысл экономики в том, чтобы улучшать жизнь людей. Соответственно, если облегчается доступ населения к тому или иному товару, это означает, что в экономике ситуация улучшается.

Ситуация, которая сложилась в нашей стране на автомобильном рынке, лучшая иллюстрация неправильного понимания истинного предназначения экономики. Это же полный абсурд, когда граждане в собственной стране вынуждены покупать какой-то товар за иностранную валюту. Тройной абсурд, если это товар местного производства, да еще в стране нет свободной конвертации национальной валюты. Кто и зачем такое придумал? Это же уму непостижимо. Откуда должны брать жители страны валюту, на которую они покупают автомобили, если ни в банках, ни в обменных пунктах они эту валюту купить не могут?

Поэтому возможность покупать отечественные (да и иностранные тоже) автомобили за национальную валюту — это нормальное, обычное положение дел в любой экономике. Хорошо, что, наконец, и мы к этому пришли.

Однако продажа автомобилей за национальную валюту не решает всех проблем отрасли. Главная проблема — это полная монополия, причем созданная совершенно искусственно, за счет огромных таможенных платежей на импортные авто. Отечественные покупатели совершенно не защищены от произвола монополиста, который пользуясь своим особым положением, вполне способен диктовать цены и условия продаж. Это совершенно недопустимо, если рассматривать экономику как сферу деятельности для улучшения жизни людей, а не исходить из противоположного: люди должны жертвовать ради «экономики».

К сожалению, мы уже привыкли именно к этому противоестественному подходу и ждем что нам предложат опять чему-нибудь пожертвовать. Из разряда таких ожиданий и последнее сообщение о повышении цен на автомобили GM Uzbekistan.

— Остановит ли это падение сума и повышение курса доллара на «черном» рынке?

— Могут ли продажи автомобилей за сумы остановить рост доллара на «черном» рынке? Вряд ли. Но очевидно, что это фактор, ограничивающий рост курса доллара. Почему? Да потому что, когда покупатели начнут вносить сумы за автомобили, им надо где-то эти сумы найти. Один из источников — накопленные долларовые сбережения населения и бизнеса, которые придется превращать в сумы. Соответственно, предложение долларов на валютном рынке возрастет, и цена доллара снизится или не будет расти так сильно, как могла бы. Это элементарные законы рынка, спроса и предложения.

Более того, если разом будут продаваться большие партии автомобилей, то в такие моменты курс доллара временно может даже падать. Будьте к этому готовы.

Другое дело, что общая тенденция роста обменного курса доллара, а, значит, падения курса сума, обусловлена более фундаментальными причинами, не устранив которые, падение остановить невозможно.

Ключевая причина — высокая инфляция, т.е. рост цен на товары и услуги в сумах. Именно из-за инфляции национальная валюта обесценивается внутри страны — мы все меньше и меньше можем купить товаров на одну и ту же сумму. Как результат — она падает в цене и по отношению к другим валютам, что проявляется в изменениях обменного курса.

Другая фундаментальная причина — ухудшение условий внешней торговли. Если цена наших экспортных товаров на мировых рынках падает, то поступления иностранной валюты в страну уменьшаются. Результат — рост стоимости иностранной валюты. Сейчас мировые цены на большинство наших сырьевых экспортных товаров не высоки. Соответственно, курс национальной валюты не поддерживается ростом поступлений валюты от экспорта.

Наконец, третья фундаментальная причина — экономический кризис в России, ведущем торговом партнере Узбекистана и стране-импортере нашей рабочей силы. Трудовые мигранты сегодня присылают валюты меньше, чем до обвала рубля в 2014 году, т.е. на их вклад в удержание курса сума от падения не приходится рассчитывать. 

— Насколько действенны эти меры, если автопроизводителю не откроют конвертацию по курсу ЦБ? Где в таком случае GM Uzbekistan будет закупать валюту?

— Надо помнить, что GM зарабатывает валюту, экспортируя автомобили. Хватит ли ему этой валюты для покрытия расходов на импортные закупки — не знаю. Но если не хватит, то, как ни странно, это тоже хорошо. Тогда автопром присоединится к голосу производителей других отраслей, которые уже много лет буквально кричат о том, что необходимо провести либерализацию валютного рынка и ввести свободную конвертацию национальной валюты по текущим операциям. Может тогда этот крик дойдет до правительства и Центрального банка, и мы наконец проведем эту жизненно необходимую для нашей экономики реформу?

Комментарии
Гость
  02 июня 2017, 13:57
Государство лучше подумало бы о ГРАЖДАНАХ!!! Наш первый Президент не поступил бы так.
Zafarjon
  01 июня 2017, 17:02
Просто ужасно!!!
Я видел цены на авто на сайте gmuzbekistan.uz, слухи утверждены.
И я проанализировал ситуацию с назначением продажи автомобилей в только в сумах и повышением цен на автомобили GM Uzbekistan, а также, влиянию данной ситуации к курсу доллара США на «черном рынке», идет ли она в пользу жителей, то есть снижается ли курс доллара или еще будет расти?
Мы вес народ ждем от Руководства и Правительства Узбекистана, а также АК «Узавтосаноат» ответы на следующие вопросы:
1. Какие факторы учтены в повышении цен на автомобили? То есть, почему, например, цена Матиза модели М в цене 13 млн. 358 тыс. 140 сум в (в долларах 3472$) стало 10110$ в сумах 38 млн. 886 тыс. 547 сум. (Данная ситуация наблюдается со всеми автомобилями) Не должны ли быть учтены социально-экономические факторы страны, например, в первую очередь, повышение зарплат граждан, показатели официально утвержденного уровня инфляции, повышение официального курса иностранных валют... и т.д.
2. На сколько высоко повышены цены на автомобили GM? Если цена машины, еще вышеуказанный пример Матиза модели М, цена которая была в долларах 3472$, стала 10110$ (рост 2,9 раза!!!) или в сумах была 13 млн. 358 тыс. 140 сум, стала 38 млн. 886 тыс. 547 сум (рост тоже 2,9 раза).
3. Почему цена автомобиля назначена в долларах США, если автомобиль продается в сумах? Это, во-первых, приведет к постоянному росту цен на автомобили, то есть цена назначена в долларах, в официальный курс иностранной валюты в последнее время каждую неделю растет в среднем на 25-30 сум, например, цена автомобиля Спарк LS M/T в нынешней неделе стоит 15586$ (курс 3846,33 сум) или в сумах 59 млн. 948 тыс. 899 сум, во второй неделе цена в те же 15586$ (предварительный курс на следующую неделю 3872 сум) станет 60 млн. 348 тыс. 992 сум, повышение на 400 тыс. 93 сум, во-вторых, именно этот фактор приведет к тому, что граждане страны, особенно граждане, живущие на ежемесячные зарплаты, теперь фактически не могут приобрести автомобиль при таких условиях, по тому, что ни у кого ежемесячная зарплата не повышается в среднем на 400 тыс. сум каждую неделю (зарплата повышается лишь один раз в году на 10 или 12%, как мы наблюдаем в последние два года), это кстати сильно влияет даже бизнесменам и предпринимателям.
4. Имел ли виду Президент нашей страны в своем Постановлении за №ПП-3010 от 26.05.2017 года, утверждая продажу в сумах, если это не пойдет в пользу граждан и народа Узбекистана?
Было бы уместно назначить цены на автомобили GM Uzbekistan в сумах и в пределах разума, то есть необходимо учесть официальных социально-экономические показателей Республики Узбекистан, а ни в таких высоких ценах как сейчас. Наконец то политику АК «Узавтосаноат» и АК «GM-Uzbekistan» определить должны Руководства и Правительства страны, а не они сами как хотят.
В нашей стране и в наших условиях купля-продажа автомобилей GM Uzbekistan сильно влияет на жизни жителей, и данную ситуацию необходимо немедленно разрешить на уровне Руководства и Правительства.

И Мы ждем!!!
Гость
  01 июня 2017, 16:39
Господа... (Бомж и Гость)
54500 доларов за Каптива - это по реальному курсу долара 24500 доларов. И это не дорого для тех кто хочет купить внедорожник.
То что цены будут расти каждую неделю - плохо конечно.
Но автопрому пора пересматривать условия договора,например,принимать 100% оплату без права её пересмотра продавцами из автосалона или из автопрома. Взяли 100% сумму, прокредитовались на время производства автомобиля и славно...ничего потом просить доплачивать к стоимости ещё какую-то "разницу.Это несправедливо.
Гость
  01 июня 2017, 16:27
"— Могут ли продажи автомобилей за сумы остановить рост доллара на «черном» рынке? Вряд ли. Но очевидно, что это фактор, ограничивающий рост курса доллара. Почему? Да потому что, когда покупатели начнут вносить сумы за автомобили, им надо где-то эти сумы найти. Один из источников — накопленные долларовые сбережения населения и бизнеса, которые придется превращать в сумы. Соответственно, предложение долларов на валютном рынке возрастет, и цена доллара снизится или не будет расти так сильно, как могла бы. Это элементарные законы рынка, спроса и предложения."

Элементарные законы рынка говорят, что если фактически все цены на машины стали в долларах и лишь при покупке конвертируются в сумы, то народ при появлении желания копить на машину, будет копить в долларах. А это значит, что спрос на валюту еще увеличится.. Называется заставили попа молиться..
Гость
  01 июня 2017, 15:23
Да уж...и сказать нечего
Гость
  01 июня 2017, 14:55
В национальной валюте стало, очень хорошо. Зато GM как они сегодня цены подняли на некоторые модели почти аж на 47%. Хорошо стало !!!??? Ужас какой то !!!
Бомж
  01 июня 2017, 14:29
Уважаемые!

А вы видели новый прайс на авто GM?
Лучше бы оставили все как есть...
54594 долларов США за Каптиву... вот это уже абсурд!!!
О чем думают? о людях? чтобы мне заработать 54594 долларов США мне как минимум надо прожить 272.7 года, спасибо что правительство думает про НАС, что бы жили дольше!
Гость
  01 июня 2017, 14:07
В общем и целом ничего это изменение народу не даёт) Ура !
Реклама