Экспорт без посредников: почему монополия «Узагроэкспорт» еще в силе
23 июня 2017, 16:35 3505 просмотров

alt

21 июня президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности». Главным пунктом документа стала отмена монопольных условий, ранее созданных для акционерного общества «Узагроэкспорт». Действительно ли частные участники рынка выиграют от изменений, объясняет независимый экономист Калон Яманбаев.

В апреле прошлого года в Узбекистане ввели государственный заказ на закупку свежей плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда. Ответственным за экспорт назначили специализированную внешнеторговую компанию «Узагроэкспорт». Таким образом, уже больше года в стране экспорт плодоовощной продукции осуществлялся исключительно «Узагроэкспорт». Остальные фермерские и дехканские хозяйства обязаны были заключать договоры комиссии с «Узагроэкспорт», по которым они платили компании комиссию до 1% от фактического объема экспорта.

Эффективность или неэффективность таких ограничений никогда не обсуждалась. Однако отмена монопольных условий «Узагроэкспорт» говорит о наличии причин, вынудивших руководство страны к этому. В комментарии к постановлению отмечается наличие значительного незадействованного потенциала и бюрократических препон.

По официальной статистике, экспорт плодоовощной продукции в 2016 году вырос на 38,3% (до 819 тыс тонн) по сравнению с 2015 годом. Однако по итогам первых пяти месяцев 2017 года экспорт в суммарном выражении вырос всего на 5% и составил $115 млн долларов. При этом, по прогнозам, объем экспорт в этом году должен составить 1,27 млн тонн.

Теперь с 1 июля всем субъектам предпринимательства дали право отгружать на экспорт плодоовощную продукцию на основе прямых договоров на условиях 100% предварительной оплаты без посредничества компании «Узагроэкспорт». Хорошо это или плохо? По сравнению с безальтернативными условиями, которые были до сих пор, — это огромный шаг для продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки собственными силами частных участников. Фермерские и дехканские хозяйства, агрофирмы и перерабатывающие организация де-юре получили свободный канал для освоения новых рынков.

Тем не менее, они все равно находятся в неравных условиях, если учитывать льготы, которыми пользуется «Узагроэкспорт», или возможности, которые можно получить при заключении договоров комиссий с ней. К ним относятся и поставки на экспорт по договорам комиссий на условиях не менее 30% предварительной оплаты. На оставшуюся часть обычно предоставляется подтвержденный банковский аккредитив либо оформляется гарантия первоклассного иностранного банка. Сам «Узагроэкспорт» по собственным прямым контрактам имеет право осуществлять экспорт плодоовощной продукции без предварительной оплаты (!), путем открытия подтвержденного банковского аккредитива или оформления гарантии первоклассного иностранного банка.

Основные рынки сбыта узбекской плодоовощной продукции — это Россия и Казахстан. Большинство ритейлеров на них не работают на условиях 100% предоплаты, а мелкие импортеры (рынки, мелкооптовые базы) с неизвестными или малоизвестными им узбекскими контрагентами на такой огромный риск не пойдут. Получается, что субъектам предпринимательства дали возможность, которой они в полной мере воспользоваться не могут.

Когда проект постановления вынесли на всеобщее обсуждение в апреле, в него внесли много рациональных предложений, среди которых — право частникам проводить поставки на экспорт на условиях не менее 30% предоплаты (на оставшуюся часть — банковский аккредитив или гарантия банка). Т.е аналогично договорам комиссиям с «Узагроэкспорт». Однако при утверждении документа эти предложения, как мы видим, не учли.

Значит, во-первых, о фактической отмене монополии «Узагроэкспорт» в этой сфере говорить еще рано. Во-вторых, сохраняются требования госзаказа на закупку плодоовощной продукции, косвенным бенефициаром которой является «Узагроэкспорт» — это искажает ценообразование и значительно снижает конкурентные возможности других участников (на кого работать в первую очередь — на выполнение госзаказа или на себя?). В-третьих, вся основная инфраструктура по заготовке, хранении, сортировке, логистике и транспортировке плодоовощной продукции принадлежит или передано в прошлом году в «Узагроэкспорт». Таким образом, частной структуре с планами по организации экспорта в любом случае придется сталкиваться на разных стадиях цепочки с гигантом «Узагроэкспорт». Поэтому говорить о полной отмене монополии еще рано.

Калон Яманбаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Комментарии
Гость
  24 июня 2017, 00:13
Отменить монополию "Узагроэкспорта" сразу не получится. Это бюрократия,которая не станет брать на себя ответственность за риски при заготовке,хранению и транспортировке скоропортящейся плодовощной продукции.
Надо создавать на местах кооперативы с участием производителей для организации подготовки товара к транспортировке на экспорт. Надо ,чтобы у этих кооперативов были свои заготконторы,холодильники и другая необходимая им инфраструктура. Им нужен допуск к ресурсам.На это нужно время.Думаю,что и этот сезон для бизнеса уже упущен ,а вот для подготовки на следующий сезон,для начала создания конкурентной среды время ещё есть.
Реклама