«Опера дает только культуру высокого качества»
24 марта 2015, 17:42 9142 просмотров

alt

- Муяссар Кодировна, знаю, что у Вас на днях прошла презентация книги. Расскажите, какие у вас ощущения, ведь для Вас эта книга первая?

- Да, это был огромный труд. Я готовила ее долгих четыре года. Почему я решила ее написать? В 2011 году меня пригласили работать преподавателем в консерваторию. Раньше я никогда не занималась педагогической деятельностью. Но я всю жизнь пела и сейчас пою. Когда я пришла туда, посмотрела, как там дети-ученики поют узбекский репертуар. В узбекском репертуаре нельзя использовать горловое пение. Дети потом не могут сразу начать петь итальянскую оперу, например. Или французскую, а тем более немецкую. Все потому, что их учат глубокому пению, которое в узбекской опере петь мешает. Сейчас уже даже русские перешли на итальянскую школу, в которой поется очень легко и непринужденно. Тонкое пение, которое очень близким звуком поют. Вот это было причиной, чтобы создать книгу. Ко мне приходили мои ученики, я учила их близкому пению. Кто владеет таким пением, может петь в любом направлении, в том числе и узбекском. Мои девочки и мальчики пели все лучше и лучше и делали это в любом направлении. Потом ко мне стали приходить дети из других классов, просили научить их петь узбекский репертуар. Они не могли сразу после него перейти на другой репертуар.

alt

- А почему так? Горло болит?

- Нет, не болит. Просто оно не приспособлено. Я учила их узбекскому пению, чтобы оно не мешало другому репертуару. Таким образом, все приходили и приходили. Я не успевала всем показать, даже физически. У меня свои ученики каждый день. Я решила написать книгу и открыть в ней все секреты, чтобы всему Узбекистану помогла эта школа (итальянская школа пения – прим.ред).

- Вы работаете педагогом уже с 2011 года, и это для Вас, скажем так, не совсем привычная профессия. Как чувствуете себя в роли преподавателя?

- Педагогическая деятельность – это благородное дело, но трудное. Моему творчеству иногда мешает, чтобы я полностью им занималась. Но есть нюансы, которые помогают мне. Обучая их, я нахожу новые аспекты в вокальном искусстве. И сразу записываю их для следующей книги. В этом смысле работа педагогом помогает мне раскрыться еще больше в пении. Я учусь вместе с ними, на спектаклях беру все более высокие ноты.

- Как Вы считаете, много у нас талантливых детей в искусстве пения?

- Да, очень много с богатыми природными данными. Просто они не обучены. Педагогов в школах, которые обучают этому, очень мало.

alt

- Что может и что уже сделало государство, чтобы, так сказать, решить эту проблему?

- Государство обращает много внимания на развитие вокального искусства. Даже у нас недавно вышло постановление о развитии оперного искусства в Узбекистане. Президент сам нам помогает. Он хочет, чтобы у нас была опера, и она развивалась на мировом уровне. Они, наверху, уже, наверное, поняли, что это высокое искусство, которое расширяет кругозор и музыкальное образование. Если воспитывать людей в оперном духе, то они будут по-другому воспринимать мир. Но для этого нужно понимать оперу, вслушиваться в нее. А если ты не понимаешь, то будет казаться, что двое людей просто бегают по сцене и орут друг другу что-то.

- Расскажите, пожалуйста, как на протяжении стольких лет Вы поддерживаете форму?

- В первую очередь надо беречь себя от простуды. Она самая опасная, отнимает много времени. Если ты простудился, то месяц твоего творческого времени ушел. Все, что пьешь и ешь должно быть в теплом виде, ни в коем случае ни горячее, ни холодное. Это будете соблюдать, все остальное ерунда. Если ты добиваешься таких успехов, тебя признают и приглашают, все остальное уже неважно.

- Есть у Вас кумиры из современных исполнителей?

- Мне очень нравится Джоан Сазерленд. Правда, она уже ушла, но остались ее записи. Я стараюсь быть как она, петь, держаться. Она понятно пела для всех. Техника была феноменальной. И, конечно, Елена Образцова. Она была моей наставницей, подругой. К сожалению, тоже ушла из жизни недавно. Есть еще Рената Скотта. Из наиболее современных мне очень нравится Вероника Джиоева. Сейчас она мировая звезда. Мы с ней часто общаемся, она моя подруга. Я в мае намечаю свой сольный концерт, она будет участвовать. Так что приходите.

alt

- И последний вопрос – как Вы думаете, какими темпами будет развиваться оперное искусство в Узбекистане?

- Вот в 1993 году надежды на это не было. Все журналисты были против нас. Один даже написал про то, нужна ли опера в Узбекистане. Но мы доказали, что нужна. Люди, сидящие наверху, решили со мной посоветоваться. Они хотели закрывать оперный театр и спросили, в каком виде будет развиваться опера в Узбекистане. Я сказала, что тот, кто говорит, что опера не нужна – это интеллектуально низкие люди. Опера дает только культуру высокого качества. Если не хотите, чтобы Узбекистан развивался, закрывайте ее, если хотите, чтобы мы стояли в один ряд с мировыми сценами – нет. Моего слова было достаточно. Я рада, что была причиной того, что сейчас у нас есть опера, она живет и развивается.

Комментарии
Гость
  07 апреля 2015, 21:29
ok,
Гость
  30 марта 2015, 16:54
К сожалению очень многие,и я в том числе, лишены дара , наслаждаться оперой. Нас этому не учили. Многие виды искусства доступны среднему человеку без специальной подготовки,но опера на мой взгляд - не из их числа. Надеюсь уважаемая артистка и педагог подумает и о нас. Нам нужна книга,которая с самого начала,азов учила бы нас как слушать оперу.
Гость
  26 марта 2015, 15:29
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, ТАЛАНТЛИВАЯ ПЕВИЦА И ТЕПЕРЬ ЕЩЕ И ПЕДАГОГ!!!
Реклама