«Клиенты в ресторане были разные: одни нормальные, другим хотелось дать бутылкой по голове»
17 апреля 2015, 16:28 6833 просмотров

alt

Как устроилась на работу

На работу официанткой я устроилась, в общем-то, по случайности. Я в то время жила отдельно от родителей и снимала квартиру вместе с подругой. Она была приезжей, без прописки и высшего образования, поэтому изначально пыталась устроиться официанткой в какое-нибудь кафе или ресторан. Я сама, конечно же, тоже работала, но моей зарплаты преподавателя катастрофически не хватало, и мне нужен был дополнительный заработок. Я стала ходить с ней за компанию – так веселее и не так страшно – и смотрела, может, где подвернется удобное для меня расписание. Бросать работу в центре я не хотела, поэтому мне нужен был вечерне-ночной график. Обходив с ней кучу мест, где в большинстве случаев на нас смотрели, как на гастарбайтеров, мы добрались до одного места, где работать нужно было как раз после обеда. Мы на пару оставили свои номера и отправились дальше. К тому времени, когда нам позвонили оттуда, подруга уже нашла себе место в кафе на Бродвее, а я все еще нуждалась в деньгах, и, естественно, согласилась на их предложение.

Какой был график

У этого заведения был формат арт-ресторана. Работа начиналась с половины четвертого и продолжалась до трех-четырех часов ночи в зависимости от обстоятельств. Моему расписанию в центре это не мешало, там я была через день с утра и до обеда. Уже на следующий день после того, как мне позвонили, я приступила к работе. У меня был небольшой опыт работы официанткой: когда-то на каникулах я подрабатывала в одной местной чайхане и имела хоть какое-то представление, что это такое и с чем это едят. Тем более, после чайханы мне казалось, что в ресторане будет полегче, да и контингент получше. Как выяснилось потом, я ошибалась – клиенты в чайхане были не столь заносчивы, и к тебе относились, скорее, как к младшей сестре, которая накрывает дастархан, нежели как к человеку, стоящему ниже тебя на социальной лестнице.

Как проходил рабочий день

Наш рабочий день начинался с подготовки столов и посуды к вечеру. Опаздывать было нельзя, приход строго фиксировался. У нас была своя форма – черные брюки и коричневая блузка, которую мне выдали. Сервировка столов на двух этажах и протирание пыли занимали где-то час времени, в дальнейшем на это уходило вообще полчаса. И потом начиналось самое трудное – стояние «на тумбе» (так мы называли небольшие шкафы с дополнительной посудой, которые стояли напротив столов) в ожидании клиентов. Сидеть запрещалось, даже если зал был пустой. Первое время ноги у меня болели нещадно. Все официанты, чтобы хоть чуток посидеть регулярно бегали в «курилку» – маленький дворик на улице, скрытый от посторонних глаз, где можно было посидеть минут 10 на скамеечке. Я тоже баловалась сигаретами, но там стала выкуривать по пачке в день. Часто бегала посидеть. Кухня у нас была большая, у поваров – ни минутки свободного времени. Тараканов там, кстати, я не видела, хотя санитария, конечно, находилась не на высшем уровне.

Посетители начинали приходить в ресторан где-то после семи, ближе к восьми, и то один-два. Большой приток приходился на 10-11 вечера. Очень часто устраивались банкеты: выпускные, корпоративные вечеринки, Дни рождения. В основном все клиенты приходили, чтобы хорошо выпить и потанцевать. Тех, кто бы просто заказывал ужин, было мало. Сначала было очень трудно принимать заказы: меню большое, названия блюд какие-то заковыристые, иностранные, с непонятными соусами, а закажешь – обычная курица. Когда люди не знали, что выбрать, то обращались за советом к нам. Администрация ресторана по этому поводу давала негласный указ советовать то, что подороже. Заказ я записывала в блокнотик и бежала к другим официантам передать его – в ресторане была установлена автоматизированная система, где открывался счет, вбивался заказ и после его закрытия выдавался распечатанный счет. Новичков к этой системе не подпускали – для этого нужно было сдать все это огромное меню: от названия блюд до его компонентов. А таких листов было десять.

Сколько платили

Средняя зарплата официантки тогда была 15 тысяч в день, а пока не выучишь меню – 7,5 тысяч. Как правило, это едва покрывало дорожные расходы, и вся надежда оставалась на чаевые. Их было не так много. Чаще всего люди не оставляли чаевых, потому что процент за обслуживание уже входил в счет, а раскошеливаться еще – мало кто хотел. Самые мои большие чаевые – 10 тысяч за обслуживание банкета, а так, в основном, давали по 4-5 тысяч. Щедрые в этом плане были иностранцы и бизнесмены. Они сразу выделялись из толпы. Тот официант, в чью зону (ресторан был условно поделен на зоны между каждым работником) они садились, и брался их обслуживать. За весь период моей работы мне не попался ни один иностранец.

Какие встречались посетители

Клиенты в ресторане были разные: одни нормальные, другим хотелось дать бутылкой по голове. Чаще всего – второе. Бывало, идет банкет, сидят дамочки в конце стола и будут ждать, пока ты им лично в бокал не нальешь. А кабинки там были очень неудобно устроены: столы придвинуты к стене, и если кто размещался в конце, то, чтобы пробраться к ним туда, надо было тревожить всех сидящих впереди. Так они и сидели эти дамочки и кричали: «Девушка, поменяйте нам бокал!» и ты пробираешься через всех, кряхтя и пыхтя. А еще мне запомнился День рождения одной девушки. Имя у нее было необычное – Даяна. Пришла вся такая накрашенная, в розовом мини, на 15-сантиметровых каблуках и давай «жарить» официантов своими «просьбами»: то унесите ее цветы в вазу, то принесите их обратно, то «пока вы не нужны», то через пять минут «где вы пропадаете». Достала она нас всех, пафоса на полгорода.

Некоторые посетители, особенно одинокие мужчины или женщины, любили засиживаться допоздна и много чего поназаказывать. Им счет потом приносишь, они его изучают по три часа, а затем заявляют, что они это спиртное или блюдо не брали. А рядом пустая бутылка от него стоит и хоть бы хны.

А еще, чаще всего по выходным дням, когда народу в два раза больше, приходило много проституток – от дешевых до дорогих – и давай вылавливать состоятельных мужиков. Одна на танцполе такое вытворяла с одним клиентом, что я думала он ее прямо там на полу и «закажет».

Комментарии
Гость
  26 июня 2015, 13:02
Не надо из мухи слона делать! Работа официантом согласен тяжелая, но все зависит от Вас самих, кто то получает Чай хороший (слишком хороший) а кто то нет!
Тимур
  25 июня 2015, 12:47
В каком это было году? Сейчас нет таких зар. плат!
Гость
  06 мая 2015, 11:35
клиент всегда прав!
Гость
  05 мая 2015, 09:10
откройте рубрику "гастрономический экскурс по кафе/ресторанам" и давай свои наблюдения сюда
Гость
  30 апреля 2015, 20:47
фигня полная, не рассказ анонимки, а залепуха от редакции.
Гость
  27 апреля 2015, 14:57
очень интересная работа. когда то я тоже работал официантом. наши клиенты 90% из 100 были обнаглевшими. ХОТЕЛОСЬ ДАТЬ БУТЫЛКОЙ ПО ГОЛОВЕ )))
Гость
  24 апреля 2015, 19:15
ОЧЕНЬ СООТВЕТСТВУЮЩАЯ нашему времени ИСТОРИЯ . Надо повышать культуру !
Гость
  23 апреля 2015, 20:17
Не думала что у нас есть такой сайт. Спасибо, статья интересная и очень правдивая! Ждем продолжение в надежде что дальше будет только круче.
Гость
  23 апреля 2015, 19:17
Ну нормального сервиса к сожалению у нас тоже нет
Гость
  23 апреля 2015, 16:45
Мдаа... Занимательная история. Спасибо героине!
Реклама